Родительское собрание "Ежели Вы вежливы"
методическая разработка на тему

Макаренко Евгения Валерьевна

Родительское собрание с использованием игровых приемов, практических заданий на тему воспитанность и воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»

Цель – провести родительское собрание с элементами игровой деятельности на тему воспитанность.

Актуальность.

В настоящее время, когда дошкольное образование стало являться начальным этапом общего образования, особое внимание и родителей, и педагогов уделяется ОБУЧЕНИЮ ребенка.

С самого раннего возраста взрослые учат малыша – кушать, одеваться, общаться, читать, писать и т.д.

А воспитание?

Да, мы учим быть ребенка вежливым, не объясняя зачем и почему.

Мамы и папы запрещают говорить «нехорошие» слова, сами при этом «крепко выражаясь» в адрес кого-либо прямо на глазах ребенка.

Родители и педагоги просят употреблять вежливые слова, сами при этом, зачастую разговаривая с малышом в приказном тоне, особенно, когда дело касается уборки игрушек, выполнению каких-то действий.

Воспитательные моменты присутствуют всегда, в самых незаметных мелочах.

Особенно важно воспитание в семье. Ведь сколько бы ребенка не учили педагоги в детском саду, если дома мама или папа делает по другому, изменить ничего не получится. Мама и папа – самые любимые и авторитетные для детей люди.

Как часто наблюдаются случаи «некрасивого» и просто недопустимого поведения ребенка с мамой, которую он не видел весь день – оскорбление, истерика.

«Замечательные» слова слетают с уст воспитанников старших групп – морда, ржать, прикольно и др.

Мы предлагаем на сегодняшнем родительском собрании поговорить о воспитанности. Что это такое? Зачем? Как?

И постараемся начать воспитание с самих себя.

1. Прежде всего, что такое воспитанность? (ответы родителей)

ВОСПИТАННОСТЬ – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.

Воспитанный человек употребляет в своей речи «вежливые» слова. Детей дошкольного возраста можно познакомить и научить этим словам с помощью веселых стихов-загадок.

Предлагаем Вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

Друг другу на прощание
Говорим мы…
(До свидания!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

2. Раздать каждому родителю карточку с буквой.

Необходимо назвать вежливые слова на выбранную букву.

(С – спасибо, спокойной ночи; З – здравствуйте; Д – до свидания, доброе утро, добро пожаловать; П – пожалуйста, приятно познакомиться; приятного аппетита, прошу прощения; Р – разрешите, пожалуйста; И – извините; искренне раскаиваюсь; Б- будьте здоровы, будьте добры, благодарю).

3. Воспитанный человек обладает определенными качествами.

Следующее задание – необходимо подобрать к каждой букве слова ВОСПИТАНИЕ слова, обозначающие качества воспитанного человека.

На доску вывешиваются по очереди буквы слова ВОСПИТАНИЕ.

В – вежливый

О – обходительный

С – справедливый, спокойный

П – правдивый

И – интеллигентный

Т – толерантный, терпеливый

А – адекватный

Н – настойчивый

И – ироничный, интересный

Е – естественный

4. Ситуации – родители делятся по парам. Один родитель берет роль взрослого, другой – ребенка и обыгрывают ситуации. Все родители дают свои комментарии, могут поделиться опытом собственного поведения в похожих ситуациях.

1 ситуация – ребенок постоянно берет чужие вещи, игрушки без разрешения из шкафчиков других детей.

Комментарий. Дошкольный возраст — период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника "ярлыков", категорически запрещается называть его вором. В данном случае лучше всего выразить недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объяснить каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают "принимать меры" в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

2 ситуация - в автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Комментарии. Для ребенка, особенно мальчика, зачастую отец – главная фигура для подражания, авторитет. Его поведение является образцом для подражания. Лучше всего, если в ситуации отец уступит место женщине, предложив присесть и после обсудить ситуацию с сыном (почему уступил место, хотел ли ты, что бы и нашей маме уступали место). Можно взять ребенка на колени. ВАЖНО, если и сын попытается последовать примеру папы и тоже уступить место, похвалить его за правильный поступок и не препятствовать этому.

3 ситуация – мама забирает дочь из детского сада. Одевшись, мама говорит дочери, что бы она попрощалась с воспитателем и детьми.

Какую ошибку допустила мама? Как необходимо поступить в данном случае?

5. Вспомните детские литературные произведения, которые позволяют сформировать и воспитать нравственные качества у детей.

В помощь Вам в предложенных памятках, указан список детских литературных произведений, которые способствуют развитию тех или иных нравственных качеств.

Необходимо не просто прочитать эти книги, а обсудить с ребенком поведение героев, дать им оценку.

6. Рефлексия. Игра  «Загибаем лист».

Взять лист бумаги. Загибая его вспоминайте, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Расправьте листок, хорошо его прогладьте.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.


С  

С

З

Р

Б

Б

Б

П

П

И

И

В

О

С

Т

А

Н

И

Е

Д

Д

П

П

П

И


ПАМЯТКА

Памятка родителям от ребенка

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.  Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

ПАМЯТКА

Памятка родителям от ребенка

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.  Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

«Вежливые слова» - прочитайте и выучите вместе с детьми

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»(Добрый день!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «»(Спасибо!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»(Угощайтесь!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Друг другу на прощание
Говорим мы…(До свидания!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!(Браво!)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Человеколюбие Катаев В. «Цветик-семицветик». Осеева В. «Отомстила». Куприн А. «Слон».Пермяк Е. «Надежный человек».

Скупость (жадность) – щедростьУшинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно». Осеева В. «Три товарища».

Вежливость (тактичность) – грубость.

Осеева В. «Волшебное слово». Русская народная сказка «Привередница».

Честность (правдивость) – лживость.Братья Гримм. «Заяц и ёж». Толстой Л. «Лгун». Ушинский К. «Страшная коза». Осеева В. «Почему?»

Справедливость – несправедливость.Осеева В. «Печенье».Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность

Итальянская сказка «Как осел петь перестал». Гаршин В. «Лягушка-путешественница». Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль». Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Сострадание (милосердие) – бездушие.

Пришвин М. «Глоток молока». Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»

«Вежливые слова» - прочитайте и выучите вместе с детьми

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»(Добрый день!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «»(Спасибо!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»(Угощайтесь!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Друг другу на прощание
Говорим мы…(До свидания!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!(Браво!)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Человеколюбие Катаев В. «Цветик-семицветик». Осеева В. «Отомстила». Куприн А. «Слон».Пермяк Е. «Надежный человек».

Скупость (жадность) – щедростьУшинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно». Осеева В. «Три товарища».

Вежливость (тактичность) – грубость.

Осеева В. «Волшебное слово». Русская народная сказка «Привередница».

Честность (правдивость) – лживость.Братья Гримм. «Заяц и ёж». Толстой Л. «Лгун». Ушинский К. «Страшная коза». Осеева В. «Почему?»

Справедливость – несправедливость.Осеева В. «Печенье».Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность

Итальянская сказка «Как осел петь перестал». Гаршин В. «Лягушка-путешественница». Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль». Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Сострадание (милосердие) – бездушие.

Пришвин М. «Глоток молока». Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»


Список литературы

Человеколюбие

Катаев В. «Цветик-семицветик». Осеева В. «Отомстила». Куприн А. «Слон».

Пермяк Е. «Надежный человек».

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь

Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей». Баруздин С. «Морской котик».

Русская народная сказка «Зимовье». Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость

Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно». Осеева В. «Три товарища».

Вежливость (тактичность) – грубость.

Осеева В. «Волшебное слово». Русская народная сказка «Привередница».

Честность (правдивость) – лживость.

Братья Гримм. «Заяц и ёж». Толстой Л. «Лгун». Ушинский К. «Страшная коза». Осеева В. «Почему?»

Справедливость – несправедливость.

Осеева В. «Печенье».Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность

Итальянская сказка «Как осел петь перестал». Гаршин В. «Лягушка-путешественница». Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль». Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Сострадание (милосердие) – бездушие.

Пришвин М. «Глоток молока». Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»

Добро – зло.

Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому». Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо». Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?». Барто А. «Жарко». Емельянов Б. «Мамино горе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитываем вежливость в ребенке».

Прислушайтесь к их разговорам,  люди, Они вершат над нами строгий суд.   Ведь в играх детских, спорах, очень часто Проблемы очень взрослые растут....

Родительское собрание "Уроки вежливости"

Конспект и презентация родительского собрания "Уроки вежливости", памятки для родителей и тест по этой теме....

Родительское собрание в старшей подготовительной группе «Вежливость воспитывается вежливостью

Разработка родительского собрания способствует привлечению родителей к сотрудничеству в воспитании вежливых и культурных детей....

Презентация к родительскому собранию "Вежливость воспитывается вежливостью"

Данная презентация наглядно сопровождает собрание....

Родительский всеобуч "Уроки вежливости и красоты"

Родительский всеобуч "Уроки вежливости и красоты"...

Родительское собрание Тема: «Вежливость и культура общения»

Родительское собраниеТема: «Вежливость и культура общения»...