Обучение грамоте
консультация (старшая группа) на тему

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей по обучению грамоте детей в специализированных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в нашей группе

Возможны два подхода, два пути обучения чтению в дошкольном детстве. Первый, более короткий, заключается в одновременном введении звука и обозначающей его буквы и формировании у детей навыка простейшего слогового чтения. Второй, более длительный, предполагает практическое овладение детьми языковой действительностью, которая затем будет изучаться в школе на уроках морфологии и фонетики. Мы в своей работе идём по второму пути. Программа, по которой мы учим грамоте, оценивается исходя из того, какие знания о языке приобретают дети, развивается ли у них интерес к родному языку.

При обучении грамоте речь, являвшаяся ранее только средством общения, впервые становится для ребёнка объектом анализа: первая же задача по выделению отдельного звука в слове меняет отношение ребёнка к слову, заставляет его отвлечься от смысла слова и переключить своё внимание на формальную сторону – звуковой состав слова.

В своей работе по обучению дошкольников грамоте мы опираемся на теоретические позиции, разработанные Д.В.Элькониным. Весь процесс обучения чтению по его методу состоит из трёх взаимосвязанных этапов:

1.Формирование фонемного (звукового) анализа слов и общей ориентировки в фонемной (звуковой) системе языка.

2.Освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.

3.Освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

Все эти этапы очень важны, поскольку оказывают влияние не только на последующее обучение грамоте, но и на умственное развитие дошкольника. Этот подход требует совсем иной ориентации в звуковой системе языка. Он предполагает выяснение порядка следования звуков в слове, дифференциации схожих по звучанию звуков, определения фонетических особенностей того или иного звука и т.д.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показали, что ребёнок среднего дошкольного возраста проявляет особую чувствительность к звуковой форме речи, обладает, как писал К.И.Чуковский «языковой одарённостью». Именно поэтому мы начинаем вводить ребёнка в мир звуковой действительности родной речи уже на пятом году жизни. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, мы проводим эти занятия в форме разнообразных речевых игр.

Подчёркивая возрастные границы для начала обучения грамоте, можно привести слова Л.С.Выготского о том, что обучение надо начинать в определённый момент развития, когда психические функции находятся в стадии созревания: «Для всякого обучения существуют оптимальные, т.е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития.»  Опаздывая в обучении, мы теряем возможность направлять развитие детей, регулировать этот процесс, реализуя богатые возможности ребёнка, так как минует срок созревания. Многие исследователи определили оптимальный возраст для начала обучения грамоте 5-7 лет.

Основным в работе является усвоение способа выделения звука в слове. Сначала это особое произнесение слова с интонационным подчёркиванием выделяемого звука. К концу периода обучения дети должны уметь выделять в слове любой звук, определять его место в слове, самостоятельно назвать слова с этим звуком. Таким образом, формируется звуковой анализ слов, при этом дети заполняют фонемный анализ слова цветными фишками (красными, зелёными, синими).

В подготовительной группе дети переходят уже непосредственно к овладению чтением. Здесь очень важно исключить возможность механического, бездумного повторения одним ребёнком ответа другого. У детей формируется способ слогового чтения, что даёт им возможность сразу начать читать большое количество слов с открытыми слогами.

В течении года дети узнают алфавит, овладевают плавным слоговым чтением.  Однако чтение не является основной задачей обучения на занятиях по грамоте. Наряду со звуковым анализом идёт интенсивная работа по обучению детей элементов грамотного письма. В подготовительной группе идёт уже анализ предложений с союзами и предлогами. Заучиваются соответствующие правила. Также дети знакомятся с основными написаниями гласных после шипящих (ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА), с написанием с заглавной буквы имён, названий городов и т.д.

Звуковая оболочка слова представлена не только звуками, но и ударением. Ударение связывает звуки в законченное единство, обеспечивает восприятие целостного слова и его понимание. При формировании действия вычленения словесного ударения нужно научить ребёнка такому произнесению слова, которое облегчит выделение ударения (шааааар, замооооок, заааамок и т.д.). Дети осваивают эффект ударения: количественный (большая длительность ударного гласного сравнительно с неударными) и динамический, силовой (ударный гласный произносится с большим напряжением артикуляции, более громко).

Для того, чтобы сформировать у детей навык слитного чтения слова, необходимо научить их не только определять место ударного звука, но и ориентироваться при чтении на ударную гласную. Вот поэтому во всех «первых» детских книжках проставлены значки ударения. Это значительно расширяет ориентировку детей в звуковом строении слова, в речевой действительности.

Основным результатом обучения мы считаем не достижение плавного чтения, а овладение детьми широкими умениями в работе над звуковой стороной слова, свободное ориентирование в словесном составе предложения, формирование умственного действия словоизменения, воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения, дифференцирование мягкого и твёрдого согласных звуков. Не менее важным считается формирование познавательной активности на занятиях по обучению грамоте и устойчивости внимания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...