Игровой самомассаж, игры с водой, песком
консультация по теме

Полянская Ирина Андреевна

Консультация для родителей.

     Опыт работы показывает, что мелкая моторика рук у большинства детей старшего дошкольного возраста развита недостаточно. Старший дошкольный возраст – это предшкольная пора, которую необходимо эффективно использовать для подготовки руки к письму и для познавательно – речевого развития.

    Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти рук к письму и, немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
    Используют нетрадиционные методики и технологии совершенствования координационных способностей рук детей старшего дошкольного возраста таких как игровой самомассаж, игры с водой, песком.

Игровой самомассаж
  Игровой самомассаж кистей является развивающим, оздоровительным средством.
  Весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностей, кистей рук) длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своём воображении создать яркий образ: содержание массажного приёма, т. е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и развития сюжета.
   Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, так как массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.
    Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток от рецепторов расположенных в коже.     Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
    Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков коры головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
   По данным современных исследований игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
  Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха развивающей работы.
  Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.
Поглаживание
1. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кистей руки подушечками выпрямленных двух – пяти пальцев – это “лучи солнца”.
2. Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев.
3. Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками 2-5 пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
4. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Растирание
1. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
2. Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).
3. Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Игры с водой и песком
  Песок и вода в природе часто существуют нераздельно - это песчаные берега морей и океанов. Есть и отдельные огромные океаны песка - пустыни с песчаными волнами. Да и сам организм человека содержит, как известно, воду и кремний - одну из составных частей песка.
  С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышам возможность побродить по лужам, а то и потрогать водичку в них руками. И, обычно, чем лужа глубже, тем она привлекает к себе, тем интереснее ее исследовать.
  Наблюдая за детьми на песчаном берегу, видно, как они погружают руки в песок, строят замки, заполняют ямки в песке с водой. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме в тетради или на доске. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, выдавить углубления, нарисовать целые картины, создать озера, моря, наливая в песочные ямки воду....
   Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной работе с дошкольниками весьма эффективно. Погружение обеих рук в теплую воду или песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка. При выполнении разных упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду, чтобы ребенок мог совершать ими как произвольные так и условные движения, что в свою очередь способствует развитию моторики рук.
   Игры с песком и водой требуют определенной организации: необходимы специальные емкости для воды и песка (ванночки, тазики, миски, тарелки, коробки и т.д.), также ребенок должен иметь клеёнчатый фартучек и индивидуальное полотенце.

Игры с водой
"Варим кашу", "Рыболов", "Тихая вода и волны", "Переливание воды через воронки", "Звенящая вода", "Перетекание по трубкам".

Игры с песком
"Следы на песке", " Заборчики", "Лесенки", Ступеньки", "Зеркальное рисование на песке", "Повтори узор, рисунок", "Угадай, что спрятано в песке?", "Следопыты".

Также можно:
• опускать руки в песок, набирать в ладони и выпускать тонкой струйкой;
• приложить руки к сухому песку, проговаривать какой он (теплый, сухой, рассыпчатый), затем проделать то же самое с влажным;
• погрузить руки в песок, так чтобы ладоней не было видно, затем пошевелить пальцами, посмотреть, как изменился рельеф;
• представить, что рука - это машина, поводить ей по песку как по дороге, сделать ямки, которые нужно "объехать", делать зигзагообразные, круговые движения;
• нарисовать на песке лабиринт и "пройтись по нему пальчиками;
• постучать пальцами по песку, имитируя игру на пианино, затем по твердой поверхности, сравнить ощущения;
• взять горсть песка и выпускать её струйкой, создавая тем самым узоры или рисунки.
• выкладывать на песке узоры с помощью камней, ракушек, палочек, фасоли, гороха и т.д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_pokazyvaet.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж, игры с водой, песком

Консультация для родителей

Опыт работы показывает, что мелкая моторика рук у большинства детей старшего дошкольного возраста развита недостаточно. Старший дошкольный возраст – это предшкольная пора, которую необходимо эффективно использовать для подготовки руки к письму и для познавательно – речевого развития.

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти рук к письму и, немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Используют нетрадиционные методики и технологии совершенствования координационных способностей рук детей старшего дошкольного возраста таких как игровой самомассаж, игры с водой, песком.

Игровой самомассаж

Игровой самомассаж кистей является развивающим, оздоровительным средством.

Весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностей, кистей рук) длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своём воображении создать яркий образ: содержание массажного приёма, т. е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и развития сюжета.

Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, так как массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток от рецепторов расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков коры головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

По данным современных исследований игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха развивающей работы.

Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.

Поглаживание

1. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кистей руки подушечками выпрямленных двух – пяти пальцев – это “лучи солнца”.

2. Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев.

3. Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками 2-5 пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

4. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Растирание

1. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

2. Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

3. Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Игры с водой и песком

Песок и вода в природе часто существуют нераздельно - это песчаные берега морей и океанов. Есть и отдельные огромные океаны песка - пустыни с песчаными волнами. Да и сам организм человека содержит, как известно, воду и кремний - одну из составных частей песка.

С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышам возможность побродить по лужам, а то и потрогать водичку в них руками. И, обычно, чем лужа глубже, тем она привлекает к себе, тем интереснее ее исследовать.

Наблюдая за детьми на песчаном берегу, видно, как они погружают руки в песок, строят замки, заполняют ямки в песке с водой. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме в тетради или на доске. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, выдавить углубления, нарисовать целые картины, создать озера, моря, наливая в песочные ямки воду....

Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной работе с дошкольниками весьма эффективно. Погружение обеих рук в теплую воду или песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка. При выполнении разных упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду, чтобы ребенок мог совершать ими как произвольные так и условные движения, что в свою очередь способствует развитию моторики рук.

Игры с песком и водой требуют определенной организации: необходимы специальные емкости для воды и песка (ванночки, тазики, миски, тарелки, коробки и т.д.), также ребенок должен иметь клеёнчатый фартучек и индивидуальное полотенце.

Игры с водой

"Варим кашу""Рыболов""Тихая вода и волны""Переливание воды через воронки", "Звенящая вода", "Перетекание по трубкам".

Игры с песком

"Следы на песке", " Заборчики", "Лесенки", Ступеньки", "Зеркальное рисование на песке", "Повтори узор, рисунок", "Угадай, что спрятано в песке?", "Следопыты".

Также можно:

  • опускать руки в песок, набирать в ладони и выпускать тонкой струйкой;
  • приложить руки к сухому песку, проговаривать какой он (теплый, сухой, рассыпчатый), затем проделать то же самое с влажным;
  • погрузить руки в песок, так чтобы ладоней не было видно, затем пошевелить пальцами, посмотреть, как изменился рельеф;
  • представить, что рука - это машина, поводить ей по песку как по дороге, сделать ямки, которые нужно "объехать", делать зигзагообразные, круговые движения;
  • нарисовать на песке лабиринт и "пройтись по нему пальчиками;
  • постучать пальцами по песку, имитируя игру на пианино, затем по твердой поверхности, сравнить ощущения;
  • взять горсть песка и выпускать её струйкой, создавая тем самым узоры или рисунки.
  • выкладывать на песке узоры с помощью камней, ракушек, палочек, фасоли, гороха и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры с водой, песком, камнями, бросовым материалом».

Лето -  самое благодатное время года. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения! Игра неразрывно связана с обучением. Чему можно учить детей на прогулке? Например, матема...

Практикум для родителей. Тема: "Игры с водой, песком и сыпучими материалами и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды, песка, а также нетрадиционные виды игр - экспери...

Памятка «Игры с водой, песком, ветром»

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, а и экспериментирование. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на в...

Консультация для родителей «ИГРЫ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»

Консультация для родителей«ИГРЫ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»...