Картотека сюжетно-ролевых игр
материал на тему

Ибрагимова Кристина Абидиновна

Собираемся на прогулку

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла. Она знако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и пред­ла­гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они одевают куклу. Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.

 Магазин

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия, image

мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами, воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол, прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем действия: Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ются между собой, напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за оказан­ную помощь.

Аптека

 

Цель: расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки: фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств, расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игру­шеч­ное обору­до­ва­ние аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: прово­дится беседа о том, люди каких профес­сий рабо­тают в аптеке, чем занимаются. Знако­мимся с новой ролью – Заве­ду­ющей аптекой. Она прини­мает от насе­ле­ния лекар­с­т­вен­ные травы и пере­дает их Фармацевтам, чтобы они приго­то­вили лекар­с­т­вен­ные препараты. Заве­ду­ющая помо­гает Работ­ни­кам аптеки и Посе­ти­те­лям разоб­раться в затруд­ни­тельных ситуациях. Лекар­с­тва выда­ются

строго по рецептам. Роли дети расп­ре­де­ляют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки

 

Цель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти в гости к Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.

 Парикмахерская

Цель: позна­ко­мить детей с профес­сией парикмахера, воспи­ты­вать культуру общения, расши­рить словар­ный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инст­ру­менты парик­ма­хера – расческа, ножницы, флакон­чики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям прихо­дит кукла Катя. Она знако­мится со всеми детьми и заме­чает в группе зеркало. Кукла спра­ши­вает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле пред­ла­гают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них рабо­тают хоро­шие мастера, и они быстро приве­дут прическу Кати в порядок. Назна­чаем

Парикмахеров, они зани­мают свои рабо­чие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя оста­ется очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благо­да­рит детей и обещает в следу­ющий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязан­нос­тях парик­ма­хера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

В библиотеке

Цель: расши­рить круго­зор детей, научить детей правильно пользо­ваться услу­гами библиотеки, приме­нять знания лите­ра­тур­ных произведений, ранее полу­чен­ных на занятиях, закре­пить знания о профес­сии библиотекаря, воспи­тать уваже­ние к труду библи­оте­каря и береж­ное отно­ше­ние к книге, расши­рить словар­ный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знако­мые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.         

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в библиотеку. Все вместе вспо­ми­нают о том, кто рабо­тает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выби­рают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети расп­ре­де­ля­ются на

несколько групп. Каждую группу обслу­жи­вает один Библиотекарь. Он пока­зы­вает много книг, а чтобы взять понра­вив­шу­юся книгу, ребе­нок должен назвать ее или коротко расс­ка­зать о том, что в ней написано. Можно расс­ка­зать стихот­во­ре­ние из книги, кото­рую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, кото­рые затруд­ня­ются выбрать книгу. Библи­оте­карю необ­хо­димо быть повни­ма­тельнее к посетителям, пока­зы­вать иллюс­т­ра­ции к понра­вив­шимся книгам. Неко­то­рые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмот­реть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги пред­ла­гал им Библиотекарь, гово­рят о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты

Цель: расши­рить тема­тику сюжет­ных игр, позна­ко­мить с рабо­той космо­нав­тов в космосе, воспи­тать смелость, выдержку, расши­рить словар­ный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: косми­чес­кий корабль и стро­ительный материал, прис­те­ги­ва­ющие ремни, инст­ру­менты для работы в космосе, игру­шеч­ные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель спра­ши­вает у детей, хотели бы они побы­вать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы поле­теть в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он пред­ла­гает отпра­виться в космос, чтобы оста­вить там спутник, кото­рый будет пере­да­вать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать

фотог­ра­фии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыг­ры­вают ситуацию. Они выпол­няют зада­ние и возв­ра­ща­ются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капи­тана расп­ре­де­ля­ются по жела­нию детей.

Правила движения

Цель: продол­жать учить детей ориен­ти­ро­ваться по дорож­ным знакам, соблю­дать правила дорож­ного движения. Воспи­ты­вать умение быть вежливыми, внима­тельными друг к другу, уметь ориен­ти­ро­ваться в дорож­ной ситуации, расши­рить словар­ный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игру­шеч­ные автомобили, дорож­ные знаки, светофор; для сотруд­ника ГИБДД – мили­цей­с­кая фуражка, палочка, радар; води­тельс­кие удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

{C}{C}{C}Ход игры: детям пред­ла­гают выбрать сотруд­ни­ков ГИБДД, чтобы те                                                        следили за поряд­ком на доро­гах города. Остальные дети – автомобилисты. По жела­нию дети расп­ре­де­ляют между собой роли работ­ни­ков бензозаправки. В ходе игры дети стара­ются не нару­шать правила дорож­ного движения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartotek1.doc1.19 МБ

Предварительный просмотр: