Рекомендации родителям Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Колохматова Галина Юрьевна

 

Дидактическая игра является игровой формой обуче­ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни, но чтобы игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: игровое действие и правила игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка дошкольного возраста

Колохматова Г.Ю.

учитель – дефектолог

МБДОУ д/сад № 23

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни, но чтобы игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: игровое действие и правила игры.

Чтобы правильно выбрать дидактическую игру необходимо знать разделы программы детского сада и возраст ребёнка.

При выборе игры необходимо учитывать следующие характеристики:

  • в игре можно проводить разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками  (подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание);
  •  Должен быть «зачин» игры, который создает игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
  • Можно подбирать игры, где используется загадывание и отгадывание загадок.

Каждая игра требует  выполнения правил или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Во время игры необходимо соблюдать данные правила.

Прежде чем начать играть с ребёнком, надо сообщить название игры и порядке использования игрового материала, объяснить ход игры.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности детей. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого необходимо использовать внесение нового игрового материала, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

В самостоятельной деятельности детей можно использовать настольно-печатные игры с правилами (лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, шашки, шахматы, игры-головоломки). Эти игры обладают большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.

При правильном использовании дидактических игр у детей развивается мышление и мыслительные операции, расширяются знания по ознакомлению с окружающим, что влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка и его дальнейшее обучение в школе.