Консультация для родителей "Использование игровых приёмов"
консультация (младшая группа) на тему

Назарова Софья Сергеевна

«Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

            Ранний возраст является сложным для ребенка и очень насыщенным. На фоне недостаточной функциональной зрелости нервных процессов идет интенсивное физическое и психологическое развитие ребенка. У маленького человечка на пороге кризиса 3 лет появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определенные навыки самообслуживания, то в последствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам, культуру поведения .Овладевая навыками самообслуживания, дети расширяют знания об окружающих предметах, идет сенсорное   воспитание, развитие речи, тонкой моторики, зрительно-моторной координации, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. Прежде  необходимо обратить внимание на мелкую моторику: умение толкать, тянуть, держать, поворачивать предмет, играть с водой, брать мелкие предметы двумя пальцами. Для этого используются игры: шнуровки, пособия с прицепками, вкладыши, сортировка предметов, бусы, мозаика..., игры с водой/ вылавливание предметов из воды ложкой, поймай мыло \, игры с куклами и конечно же работа непосредственно с различного видами застежками.

             Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. У маленьких детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания, приёмом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование мылом, полотенцем, носовым платком и т.д.).

            С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить детей само обслуживать себя.

            Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на малыша.

            Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки соответственно действию называя имя ребёнка:  

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»

Или:

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«Знаем, знаем, да,да,да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

           Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!»

            Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями.

            Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приёмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.

           Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение таких потешек (так же применяя имя ребёнка):

А баиньки, баиньки,

Купим Рите (Никите) валенки

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет Рита ходить,

Новы валенки носить.

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не пропал»

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла,

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живёшь?»

Настенька (Леночка) маленька

На ней шубка аленька

Опушка бобровая,

Лена чернобровая

           Можно обыгрывать действия, например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, ну а эту ножку – в другой».(надеваем сапожки, брюки). Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта и игрушки, выполнение с ними различных игровых действий. Так же к игровым приёмам можно отнести загадывание загадок, например:

У девочек и мальчиков

Зимою мёрзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть? (варежки)

            Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка « Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…», «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги  «Про знакомые дела». Например:

«Я под краном руки мыла,

A лицо помыть забыла

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!».

            Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты задники, или не застёгнуты ремешки. Тат же нами успешно проводятся   такие дидактические игры как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя одевается», «Кукла Катя обедает».

             Если дети, собираясь на прогулку, начинают отвлекаться: играть, разговаривать и т.д. в этом случае помогает игровой приём с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребёнка, который  не хотел одеваться. Ребёнок начинает сам одеваться и показывать зайке, как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Необходимо помнить, что если не обращать внимание, на то как, ребёнок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул  ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у детей не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т.д.)

            Обучая детей раннего возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Ира быстро и правильно сапожки надела!»

             Сначала учебного года в нашей группе проведена большая работа по формированию у детей навыков самообслуживания. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.

             Работа по совершенствованию у детей навыков самообслуживания продолжается, мы используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, действуя в тесной связи с родителями.

  Для родителей приготовили такие консультации:

1.«Какие навыки  по самообслуживанию должны быть сформированы у детей раннего возраста»

2.«Потешки на все случаи жизни»

Можно изготовить и применять в работе по формированию навыков самообслуживания, следующие игровые пособия:

1.Д/И «Что делают дети».

2.Д/И «Что сначала, что потом».

3.Д/И «Хорошо – плохо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвр...

Консультация для педагогов "Игровые приёмы в работе воспитателя с детьми"

Консультация для педагогов "Игровые приёмы в работе воспитателя с детьми"...

Консультация для воспитателей: «Игровые приёмы обучению речи малышей»

Дидактическая игра - эффективное средство умственного развития ребёнка, в формировании его речи....

Консультация для воспитателей: «Игровые приёмы в духовно- нравственном воспитании детей»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребенка,вливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – э...

Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....