Особенности развития речи детей 3-4 лет
консультация (младшая группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

В консультации даны рекомендации и советы родителям маленьких детей о тоом, какой должна быть речь детей этого возраста и на что нужно обратить внимание внимательным родителям, обучая своих детей правильной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_3-4_goda.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

"Особенности развития речи детей 3-4 лет"

  Вы вступили на порог дошкольного детства! Позади три года активного узнавания окружающего мира. Но не останавливайтесь, всё еще впереди! Одной из главных задач в этом году остаётся развитие речи ребёнка. В его словарном запасе около 2000 слов и это число неумолимо растет. Ребёнок в речи выражает простейшие связи между предметами, пользуется обобщающими словами, пытаясь группировать предметы по наиболее яркому признаку. В речи появляются наречия, числительные и местоимения (тут, там, наш, твой и т.д.). Разнообразными становятся прилагательные (мамина, волчий). В это время особое внимание стоит уделить правильному согласованию слов в предложении. Ребёнок старается отвечать развернутыми предложениями из 4-5 слов, но допускает при этом грамматические ошибки. Например: «У меня много мячёв» или «красная яблоко». Для исправления таких ошибок существуют весёлые игры, играть в которые можно на улице, в трамвае, в очереди к врачу – проведёте время с пользой. Хотя ребёнок проявляет большой интерес к разным словам, рифмует их, пытается создать новые, речь его далека от совершенства. Без помощи мамы или бабушки ему сложно рассказать об увиденном.  Но чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем быстрее он научится составлять небольшие рассказы и удивлять гостей своим словотворчеством. У некоторых детей 3-4 лет наблюдается неправильное звукопроизношение отдельных звуков. Это объясняется возрастными физиологическими особенностями. Малыш либо не произносит трудный звук вообще, либо заменяет его другим. Иногда дети переставляют местами или упускают из слова целые слоги. Например, деверо (вместо дерево), всеварно (вместо все равно), Охана (вместо Оксана) и т.д. Все эти несовершенства с возрастом проходят. Но взрослый может ускорить этот процесс. Ежедневные речевые упражнения и чистоговорки приносят большую радость и пользу маленькому человечку. Ведь он так стремится к общению со взрослыми. Для формирования правильного звукопроизношения подойдут так же короткие стихи, в которых часто повторяется нужный вам звук. Продолжайте постоянно разговаривать с ребёнком, описывать свои действия и задавать ему вопросы. Это стимулирует умственную деятельность малыша. Рассматривайте и обсуждайте всё что видите, машины, дома, людей. Побуждайте сына или дочку к тому, чтобы они вычленяли детали из целого предмета. Теперь ребёнок видит не просто машину, он может назвать её цвет и размер, а так же выделить колеса, двери, фары и т.д. Исследуйте окружающий мир, играя в разные игры. Выходя, например, на прогулку, договоритесь, что сегодня вы будете искать все предметы красного цвета, или большие предметы и т.д. Поощряйте малыша за внимательность, радуйтесь его успехам. Развитие мышления приводит к тому, что ребёнок с удовольствием группирует предметы. Он может отличить овощи от фруктов, одежду от обуви или зимнюю одежду от летней (это более сложный вариант). Чтобы стимулировать этот процесс, используйте речевые игры на классификацию разных предметов. Очень эмоциональный момент в общении взрослого и ребёнка – чтение литературных произведений. Книги и художественные произведения предназначены для расширения кругозора детей, ребёнок учится слушать и сопереживать героям. Помимо всего, художественное слово развивает слух ребёнка, помогает правильно составлять предложения и приобщает к народной культуре. Читать или рассказывать одну и ту же сказку можно несколько раз. Малыш скоро начнет рассказывать вместе с вами. Предложите ему быть каким-нибудь героем, поставьте спектакль для домочадцев. Скачок в развитии памяти позволяет ребёнку не только слушать, но и запоминать, а потом эмоционально рассказывать стихи и даже небольшие сказки. Все это поможет малышу раскрепоститься, почувствовать себя важным и «взрослым». Обратите внимание на то, какие книги окружают вашего малыша. Они должны быть лёгкими, безопасными и соответствовать возрасту. Список произведений, которые вы обязательно должны прочитать с малышом, тексты сказок, стихов и т.д. вы найдете в рубрике «Читаем с мамой». По мнению педагогов и педиатров именно с трёх летнего возраста необходимо уделять большое внимание развитию речевого дыхания. Обычное (жизненное) дыхание ритмично и происходит в одной и той же последовательности – вдох и выдох примерно одинаковы по времени. Это происходит автоматически и ребёнок не задумывается над процессом дыхания. А вот когда ребёнок говорит, включается речевое дыхание. Здесь самое главное – выдох. Он значительно длиннее вдоха, потому что все слова и звуки появляются на выдохе. Процесс такого дыхания становится произвольным. Упражнения на развитие ротового выдоха помогут тренировать ротовые мышцы, развивать длительный выдох. Помимо всего прочего такие упражнения носят и закаливающий характер. Так же необходимо помнить о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики ребёнка. Существует множество приемов и игр, которые помогут развивать моторику рук не выходя из дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...