Приобщение к русской культуре. Статья.
статья на тему

Соловьева Елена Яковлевна

Приобщение к русской культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priobshchenie_k_russkoy_kulture.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение к Русской культуре через музейную педагогику»

Посещение музеев – неотъемлемая часть нашей культурной жизни.

Основой любого музея являются экспонаты, среди которых немало различных и необычных коллекций. Частные коллекции нередко становились основой для организации музея. Так и наш мини-музей  создан из экспонатов более ранних культур, которые были собраны мною задолго до образования музея.

Мой музей находится в групповом помещении. Плюсы – воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, занятий и т.д.

Оформление мини-музея.

Внимание детей нашей группы недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому, эффективность восприятия будет зависеть от того, на сколько удачно будут расположены экспонаты. В нашем случае это расположение на  разных уровнях.  Помогли решить эту задачу стеллажи, настенные полочки (печка), столики разной величины (стол и скамейка). Объекты показаны  с разных сторон, к ним можно свободно подойти, потрогать, взять в руки, рассмотреть.

При создании мини-музея мы помнили, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Тема музея сама подсказывает, какими должны быть игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации или дидактические), а также, их тему и название.

Для успешного усвоения программы мини-музея «Русская изба» мною был выбран следующий приоритет:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,  любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Музей наполнен предметами русского быта, имеющими историческое и познавательное значение. При ознакомлении с экспонатами используются старо-славянские названия.

В сентябре первое знакомство с музеем. Работа по теме «Хлеб всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба, знакомство с серпом, снопами колосьев ржаными и пшеничными, угощение детей хлебом разных сортов.

В октябре продолжаем знакомство детей с музеем для развития интереса к музейным занятиям. Дети показывают и называют знакомые им предметы, рассказывают о предметах, которые есть у них дома.

В ноябре в мини-музее проходят посиделки с мамами, посвященные Дню матери. Родителей знакомят с музеем ребята, беседуем о сотрудничестве, об экспонатах, которые могут предоставить родители постоянно или на время. Дети показывают инсценировку русской народной сказки, поят мам чаем из самовара, угощают сушками и пирогами.

В декабре продолжаем знакомить детей с укладом жизни в России. Знакомим с печью, как главной составляющей русского быта. Дети узнают, почему печь называют кормилицей: в ней готовят еду, пекут хлеб, сушат осенью яблоки, ягоды, грибы, травы, а ночью на печной лежанке спят. Дети  знакомятся  с  кухонной  утварью.  В  музее  есть : горшки, миски,  деревянные  ложки,  самовар,  солонки, ковш,  туески,  крынка,  кружка.  Посуда  в  основном  деревянная,  украшена  резьбой,  расписана  растительным  орнаментом.

В январе после каникул празднование Рождества. Составляем вертепы из деревянных фигурок, которые мы приобрели на православной ярмарке, освещаем пещеру голубыми огоньками, вспоминаем историю рождения Святого младенца Христа. Дети обряжаются в русские костюмы, которые дополняются атрибутами, масками, принесенными из дома. Славим Христа, поем веселые колядки, читаем стихи о Рождестве Христове. За праздничным столом дети делятся впечатлениями о празднике, рассказывают о пирогах, испеченных мамочками. В конце праздника дети получают бумажного ангела, которого отнесут домой.

В феврале в «русской избе» проходят занятия по сравнению современной мебели с мебелью в музее. Проводим практические сравнения. Ребята знают такие слова, как скамья, лавка, табурет.

В марте работа с посудой. Дети узнают,  что сначала была очень простая посуда из глины и дерева. Идет знакомство с народными промыслами: расписываем золотом хохломы поднос, молочнику достается синее чудо Гжели, игрушкам – элементы дымковской росписи,  свистулькам – филимоновские полоски.

В апреле знакомим с рушниками: из чего сотканы, как украшены, кружевом и вышивкой.

В мае повторение пройденного материала, экскурсии для детей  других групп сада, проводимые детьми  нашей  группы. Генеральная уборка, упаковка экспонатов для хранения на лето. Во время заключительных экскурсий дети показывают свои знания о традициях, быте русского народа, с гордостью рассказывают о наследии своих предков.

В работе мини-музея  «Русская изба», во  всех  ситуациях, широко используются  потешки,  скороговорки,  пословицы,  поговорки, фольклор. Дети играют  в народные  игры,  водят  хороводы  в режимные моменты,  на  прогулке: самые  любимые «Антошенька», «Как на тоненький ледок»,  «Ворон», «А  я по лугу». Знакомые  потешки,  пословицы  проговариваем в  течение  всего дня,  в сюжетно ролевых  играх. В  работе  музея  широко  используем  аудио,  видео  записи.  Особенно дети  любят  сказки  славянских  народов  с  напевами. Напевы  подчеркивают  ритмический  и  образный  характер  народной  речи. Звуки окружающего  мира  и  оригинальная  музыка  способствуют  развитию  воображения.

 Экспонаты,  костюмы, мебель  из мини- музея  используем  в  инсценировках  детского сада,  как основное  для  сцен,  и в качестве  декораций к  различным  спектаклям. Оркестр  народных  инструментов  выступает  на  утренниках, в клубе  «Содружество»  перед  родителями.  Помимо  познавательного,  речевого,  художественного - эстетического,  нравственного, эмоционального развития,  работа мини - музея  «Русская изба»  способствует  социальной  адаптации  детей.

Благодаря созданию  особой  среды,  программа  мини-музея  направлена  на  активное приобретение  детьми  культурного  богатства  русского  народа,  формирование  эмоционально  окрашенного  чувства  причастности  детей  к  наследию  прошлого,  уважение  к  труду  мастеров. Все  дети, которые  принимали  участие  в  работе  мини – музея  «Русская изба»,  вырастут  настоящими  патриотами  России.

Соловьева Е.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».

В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической  частью, заключением,...

«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».

Итоговая работа  по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной                ...

Календарно-тематическое планирование занятий по приобщению к русской культуре

планирование для второй младшей, средней, старшей группы...

Конспект ООД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (развитие творческих способностей в процессе приобщения к русской культуре)

Конспект ООД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (развитие творческих способностей в процессе приобщения к русской культуре).в средней группе«Рисунки для Алёнушки»...

Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств через приобщение к русской культуре»

Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре. "Русские народные промыслы", "Посуда".Задачи:Передача педагогического о...