Как научиться взаимодействовать с детьми с агрессивным поведением
методическая разработка на тему

Карасева Людмила Александровна
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность для воспитания и обучения, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_vzaimodeystvovat_s_detmi_s_agressivnostyu.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагога-психолога, детей, воспитателей и родителей. Треннинговая встреча на тему «Как научиться взаимодействовать с детьми с агрессивностью!».

Цель: привлечь родителей к проблеме агрессивности у детей, показать способы решения данной проблемы.

Основные задачи:

1. Раскрыть понятия «агрессивность».

2. Привлечь родителей к анализу причин возникновения агрессивности у детей.

3. Представить и проанализировать удачные способы родительского поведения с детьми с агрессивностью.

4. Создать положительную психологическую атмосферу

5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Ход занятия

  1. Приветствие!

Здравствуйте, начать нашу сегодняшнюю встречу я хочу с приветствия и представления друг друга. Каждому родителю предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя – жизнерадостный, Лена – ласковая и т. д.

Психолог: - Очень приятно с Вами познакомится. А меня зовут Людмила (Любимая).

  1.  Введение в тему!

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность для воспитания и обучения, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?

Причины появления агрессии у детей

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  • прямая агрессия – непосредственно направленная против какого либо объекта или субъекта;
  • косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками
    по столу);
  • инструментальная агрессия – является средством достижения какойлибо цели;
  • враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.Р. Кэмпбелл

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье;
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки);
  • грубое, жестокое обращение с ребенком;
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: “А ты тоже его ударь”, “И ты сломай”, “А ты что, отнять не можешь?!”

Способы контроля поведения ребенка

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера? Как организовать воспитание и обучение таких детей? Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.).

Первые впечатления ребенка о мире рождаются из его ощущений. Это замечательно, хотя и пугает, если задуматься о важности эмоционального состояния ребенка, ведь это определяет его видение мира, то, как он воспринимает родителей, дом, самого себя. 

Р. Кэмпбелл 

Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Чувство любви к ребенку в нашем сердце может быть весьма сильным. Но этого недостаточно. Видит ли ребенок по нашему поведению, что мы любим его? Свою любовь к ребенку мы раскрываем своим поведением, тем, что мы говорим и что делаем. Но то, что мы делаем, значит больше. На ребенка гораздо большее впечатление производят наши действия, чем слова. 

Р. Кэмпбелл 

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, цель которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей. Причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное – вывести родителей из равновесия.

Агрессивное поведение у дошкольников: принципы общения

  • Помогать разбираться в конструктивных способах разрешения проблем. Объяснять, почему конкретное поведение может быть неправильным.
  • Помогать узнать себя со стороны и других людей лучшим образом.
  • Давать возможность избавиться от агрессии (например, порвать бумагу, побить подушку, сжать кулаки и т. д.).
  • Хвалить! Данное действие проявит желание еще раз услышать добрые слова по отношению к себе.
  • Не унижать достоинство ребенка. Не воспроизводить вслух фразы типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!»
  • Показывать собственный пример неагрессивного поведения, важно помнить, что ребенок всегда подражает тому, за кем ему привычно наблюдать. И таким образом агрессивное поведение у дошкольников можно сгладить, показывая правильный пример.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

- ребенка бьют;

- над ребенком издеваются;

- над ним зло шутят;

- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

- родители заведомо лгут;

- родители пьют и устраивают дебоши;

- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

- родители не умеют любить своих детей одинаково;

- родители ребенку не доверяют;

- родители настраивают детей друг против друга;

- родители не общаются со своим ребенком;

- вход в дом закрыт для друзей ребенка;

- родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

- ребенок чувствует, что его не любят.

  1. Основная часть.

С помощью специальных игр и заданий, мы можем снизить агрессивность у дошкольников:

  1. Упражнение «Пламя свечи»

Цель: формировать чувство близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности, создавать позитивное настроение, учить замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.

Ход: Дети стоят, по кругу передавая друг другу горящую свечу так, чтобы пламя не погасло. Во время передачи свечи соседу, нужно сказать что-то приятное, поприветствовать или сказать комплимент. В конце на счет три можно дружно задуть свечу.

  1. Игра «Подушка-колотушка!»

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Ход: Дети и взрослые(родители) делятся на пары. Необходимо взять взрослому в руки «подушку-колотушку». Ребенок должен собрать всю свою накопившуюся злость и плохое настроение в кулаки и бить по подушке, пока вся злость не выйдет из него.

  1. Игра «Сундучок злости»

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей, выбросить негативные эмоции.

 Ход: Участникам игры предлагается мять бумагу, тем самым избавляясь от накопившейся злости. Затем ведущий выносит «сундучок злости», в который все участники складывают свои смятые листки, сундучок закрывается и вся злость остается внутри него.

  1. «Конкурс художников»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Ход: Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям совместно с родителями предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?

4  Прощание.

На этом наша встреча закончена. Спасибо вам большое за проявленную активность и интерес к проблеме,которую мы сегодня обсуждали. Надеюсь наша встреча была для вас полезной. В подарок всем памятка «Правила общения с гиперактивным ребенком»

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

-  Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

- Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию.

- Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

- Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

- Расширяйте кругозор ребенка.

- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением.Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

- Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.

- Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.

- Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

- Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.

- Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

- Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.

- Адекватно оценивайте возможности ребенка.

- Умейте идти на компромисс.

- Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.

- Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Памятка для родителей "Профилактика детской агрессивности"

- Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

- Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.

- Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.

- Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Американские психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.

- Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

- Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.

- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

- Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.

- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

 -Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

 -Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

- Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для работы с детьми с агрессивным поведением

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ...

Разработка этапов коррекционной работы по игротерапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение (возраст 5-6 лет)

Агрессия дошкольника - это не только деструктивное поведение, но еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ею управлять....

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ...

Рекомендации по работе с детьми с агрессивным поведением

Рекомендации по работе с детьми с агрессивным поведением...

«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»

laquo;Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе  взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»...