Разработка этапов коррекционной работы по игротерапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение (возраст 5-6 лет)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Мельникова Елена Петровна

Агрессия дошкольника - это не только деструктивное поведение, но еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ею управлять.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка этапов коррекционной работы по игротерапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение (возраст 5-6 лет)

Актуальность: агрессия окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении ребёнка может быть защитной. Часто «агрессивными» называют детей, «неудобных», у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми.

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи. Взрослым нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.


Признаки проявления агрессивности:

  • вспыльчивость
  • непокорность
  • непредсказуемость
  • самоуверенность
  • недостаточная внимательность к чувствам окружающих
  • дерзость
  • негативизм.


Три основных источника деструктивного поведения:

  1. Чувство страха, недоверия к окружающему миру

2. Запреты на удовлетворение определенных потребностей;

3. Обретение независимости и самостоятельности.

Целью работы является: научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Форма проведения коррекционной работы: индивидуальная, групповая, детско-родительская.

Материалы и оборудование: коврик, зеркало маленькое и в рост ребенка, магнитофон, аудиозаписи, игрушки, пиктограммы с изображением эмоциональных состояний, тематические картинки или репродукции, атрибуты для творческого выражения ребенка.

Блоки коррекционной работы:

  1. Блок

Игры и упражнения, направленные на снятие общей агрессии, эмоционального напряжения, решение телесно-двигательных задач, формирование произвольной регуляции.

  • Снятие общей агрессии.

Упражнения: «Добрые – злые кошки», «Минута шалости», «Упрямая подушка».

  • Снятие эмоционального напряжения.

Игры: «Волшебные шарики», «Эмоциональные обезьянки».

  • «Реализация себя» в крупном движении и в большом пространстве.

Упражнения на полу: «Прыткие ящерицы», «Весёлые жуки».

  • Концентрация внимания, сосредоточение.

Упражнения: «Волна» (кисти, руки, ноги), «Воин» (всё тело).

  • Формирование произвольной регуляции.

Игры и упражнения: «Волшебные превращения», «Сказочные персонажи».

  1. Блок

Игры и упражнения, направленные на социально-эмоциональное личностное развитие.

  • Развитие эмоциональной сферы.

Упражнения: «Эмоции героев», «В тридевятом царстве», «Кукла Бобо».

  • Развитие групповой сплоченности.

Игры: «Котик», «Серебряное копытце».

  • Формирование эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Упражнения: «Эмоции героев», «Цветик-семицветик».

  1. Блок

Игры и упражнения, направленные на когнитивное развитие.

  • Развитие внимания и памяти.

Игры: «Слушаем тишину», «Что изменилось?», «Не зевай, а повторяй».

  • Развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

Упражнения: «Мармеладные облака», «Чудо-дождь», «Страна Фанталия!».

  1. Блок

Планомерная систематическая работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями, консультации, игровые тренинги, стендовая информация.

Важно!  Все игры упражнения должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться. Нельзя забывать о том, что агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ею управлять.

Список используемой литературы:

  1. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие. М.:УЦ Перспектива, 2008. - 96 с.
  2. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.
  3. Рутберг И. Пантомима: Первые опыты. - М.: Советская Россия. - 1972. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Методическая разработка "Этапы планирования работы по ЗКР с детьми дошкольного возраста"

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Игры для работы с детьми с агрессивным поведением

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ...

«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»

laquo;Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе  взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»...