Статья "Обучение чтению дошкольников"
статья по развитию речи по теме

Лисинко Ольга Владимировна

К сожалению нередко, при поступлении детей в школу, от учителей можно услышать: "Учат детей читать неправильно, а мы потом переучиваем заново, лучше бы совсем не учили". Содержание статьи - одно из мнений по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_doshkolnikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению в дошкольников.

Можно ли родителям обучать ребёнка чтению самостоятельно, до его поступления в школу?

Можно. А кто вам запретит?

Если ребёнок проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, и если вы уверены, что действительно сможете его научить, то - пожалуйста.

Другое дело, если вы не уверены в своих педагогических способностях. Тогда лучше и не начинать, а сразу обратиться к квалифицированному специалисту.

И ещё есть один важный момент: как обучать ребёнка чтению, какой метод для этого избрать. Ведь обучать-то можно по-разному.

Многие родители практически уверены, что смогут самостоятельно научить своего ребёнка читать, но опасаются, что сделают это «неправильно». По данному мнению следует однозначно определить, что «неправильно» научить ребёнка читать довольно затруднительно, читать можно научить различными способами.

Неправильно научить читать, - это когда ваш ребёнок вместо слова «жара» читает слово «рыба». Вот это неправильно. Неправильно, если он искажает, замещает или пропускает звуки, неправильно ставит ударение, читает слова справа налево и т.п. Если же вы научили ребёнка читать адекватно, то это правильно, просто, возможно, другим способом, нежели традиционно обучают в наших школах. И это не беда, скорее напротив. Когда ваш ребёнок пойдёт в школу, он будет снова учиться читать, но по-другому, т.е. у него просто будет дополнительный опыт, - только и всего. Интерес к обучению в школе у такого ребёнка не пропадёт, потому что он будет узнавать нечто новое, а для ребёнка это главное.

Другое дело, если ваша методика обучения чтению совпадает с методикой обучения в школе. Этот вариант, как ни странно на первый взгляд, гораздо хуже. Почему? Да потому что исчезнет главное в обучении малыша – заинтересованность. Вот тогда ваш ребёнок будет на уроках откровенно скучать и отвлекаться. Такие случаи бывают. Что делать?

В такой ситуации опытный педагог во внеурочное время тщательно обследует знания и способности ребёнка соответственно программе обучения в школе. И, в последствии, в зависимости от темы урока, он либо привлекает данного ребёнка к занятию (если ребёнок не знает материала данного урока или знает частично), либо переключает его на другой вид деятельности (если материал урока ему знаком). Например, даёт персональное задание нарисовать что-либо. Таким образом, с данным ребёнком проводится корректирующее обучение. Несомненно, что для педагога (как впрочем и для ребёнка) это вызывает нежелательные осложнения в работе. И, хотя это не трагедия, но лучше, если этого не произойдёт.

Итак, обучать ребёнка чтению самостоятельно можно, но:

1) если вы стопроцентно уверены в своих педагогических возможностях и прекрасно представляете возможные последствия;

2) лучше обратиться к нетрадиционным для наших школ методам.

Но высказывания насчёт «неправильности» обучения чтению детей родителями (при условии, что достигнут положительный результат) как минимум, некорректны.

На самом деле, обучать чтению (как, впрочем, письму и многому другому) можно весьма различными методами. Каждый из них имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. В том числе и метод, с помощью которого обучаются дети и в наших школах. Его тоже нельзя считать абсолютно «правильным», материала для критики предостаточно. Для пояснения, давайте проанализируем два кардинально противоположных по своей сути подхода к обучению чтению.

В наших отечественных школах, несмотря на разнообразие в последнее время используемых методик, обучение чтению и письму в целом сводится к, так сказать, индуктивному методу: от частного к целому. За рубежом, особенно в США, больше отдают предпочтение дедуктивному методу: от целого к частному. И тот и другой подход имеют свои преимущества и недостатки, позднее мы определим, какие именно. А сейчас попробуем осознать их принципиальное различие. Для этого мы, очень приблизительно, упрощённо и даже схематично рассмотрим, как происходит обучение соответственно этим двум методам в процессе.

С чего начинается обучение у нас? – Грубо говоря, с ознакомления с буквами, со знакомства с алфавитом. Последовательность примерно следующая. Ребёнку показывают букву «а» и объясняют, что она звучит так: /а-а-а/. В каких словах встречается звук /а/? - /А/пельсин, ш/а/р, зим/а/. – Акцентируем различное месторасположения звука в слове, т.е. чётко ассоциируем букву и звук. Затем аналогично мы знакомим ребёнка с буквой, например, «м»: /М/иска, ту/м/ба, шу/м/. Затем мы даём ребёнку понятие слияния звуков и слога: «ам», «ма» - /ам/, /ма/. Когда ребёнок научится читать слияния (или, посложнее, слоги), то мы переходим к прочтению непосредственно слов, сначала по слогам, потом слитно: «мама» - /мама/.

Ведущим в отечественной методике обучения чтению и письму является зрительный анализатор, слуховой же выполняет контролирующую, вспомогательную функцию. Первое слово, которое говорит учитель, приступая непосредственно к обучению, - «Посмотрите, вот это – буква «а».

Как преимущественно обучают в США?

Там доминирующим является слуховой анализатор. Обучение чтению и письму там основано, в первую очередь, на аудировании. Зрение выполняет контролирующую функцию. Т.е.,  ребёнку предлагают сначала послушать, как звучит то или иное слово.

Для упрощения восприятия я буду использовать русские слова.

Для начала детей просят назвать слова, которые они знают, какие предметы или объекты они могут назвать. Затем идёт выборочное обстоятельное знакомство с отдельными словами. Например, возьмём слово /мама/. Оно пишется вот так – (демонстрируется цветная печатная табличка). Запомнили? – Молодцы. А вот это слово /рама/. Оно пишется вот так (табличка). Послушайте, эти слова одинаковые или различаются: /м/ама - /р/ама? Конечно, различаются. В какой части слова: в первой или во второй? - (вводится понятие слияния или слога). Первая часть первого слова начинается с какого звука? - /М/. А второго? – с /р/. Давайте посмотрим на таблички: да, тут и буквы тоже разные - здесь «м», а здесь «р». Запомним их. Есть ещё в этих словах буква «м»? – Есть, давайте подчеркнём её. А буква «р»? – Больше нет. Затем ребёнка знакомят, например, со словом /рана/, проводя аналогичный сравнительный анализ с уже знакомым ему словом /рама/. Дети узнают ещё одну букву – «н». И таким образом дети постепенно узнают все буквы, научаются различать и читать различные их сочетания  и слова целиком.

Т.е., у нас система следующая:

буква (звук)  - слог (слияние) – слово.

За рубежом:

слово слияние (слог) – звук (буква).

Как видим, системы обучения кардинально противоположны. Что же мы имеем в итоге: какой из этих способов более «правильный» или эффективный?

Отечественный метод является по своей сути более механистичным, нежели смысловым, понятийным. Наши дети вынуждены довольно продолжительное время читать механически, не понимая того, что они читают. Они просто не понимают все эти многочисленные /ма/, /ру/, /зо/, /ню/ …Даже когда наши дети научаются механически читать слова целиком, слитно, смысл прочитанного открывается им далеко не сразу. Это происходит буквально как откровение: читал-читал и, вдруг, понял, что прочитал. Это получается не у всех детей одномоментно. Некоторые дети ещё очень долгое время продолжают читать механически, даже если научились делать это довольно слитно, а не по слогам. Т.е. техника чтения хорошая, а смысловое содержание чтения, понимание того, что написано, - отстаёт. Почему?

Да потому что наша система обучения чтению уделяет слишком много внимания именно технике чтения, звуковому анализу, но отнюдь не смыслу прочитанного. Слишком долго наши дети читают про какие-то /нё/ и /рю/, которых в его непосредственном окружении нет, не существует. Он увлекается техникой чтения, самим процессом. Ему удовольствие доставляет уже сам по себе тот факт, что он читает, а отнюдь не то, что именно он читает. Сразу осмысленно у нас начинают читать далеко не все дети, а только самые развитые, способные.

Ещё один момент. Опять-таки следуя нашему методу обучения, дети вынуждены долго читать по слогам (этому умению у нас почему-то уделяют слишком много времени), поэтому скорость чтения у наших детей вырабатывается медленно. Мы, русские (читающая страна), читаем намного больше, чем те же американцы, но значительно медленнее, чем они. Американцы читают, что называется, «по диагонали», на лету ухватывая смысл прочитанного. Нам же, чтобы хорошо понять суть написанного, надо не просто прочитать, а «вчитаться». Например, постарайтесь припомнить: сколько раз вам надо прочитать какую-нибудь инструкцию или договор, чтобы усвоить их содержание? Уверена: не раз, и не два. И существованию этой особенности мы тоже обязаны нашей системе образования.

Зато наши люди гораздо более грамотные, делают меньше ошибок при написании слов. И этому мы обязаны как раз нашей системе обучения чтению.

Таким образом, недовольство учителей в школе по поводу того, что вы, родители, «неправильно» научили своих детей читать – неосновательны. Они не «переучивают», как понимают многие, а учат читать по-другому. Это новый интеллектуальный опыт для ребёнка, развивающий дивергентность его мышления, только и всего.

Именно родители в первую очередь несут ответственность за развитие и воспитание своих детей. И вам виднее, учить своего ребёнка чтению до школы, или нет. Главное, вы должны действительно научить его этому, а не оставить начатое где-то на полпути.

А если что-то, по мнению учителя в школе, не совсем так – он доработает. И, если педагог настоящий профессионал, то сделает он это без некорректных высказываний в адрес родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Рабочая программа кружка "Читалочка" по обучению чтению дошкольников в условиях ДОУ.

Перспективное планирование занятий кружка по обучению чтению «Читалочка» График работы кружкаПлан работы кружка...

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Многие родители хотят, чтобы их ребенок, как можно быстрее научился читать. Для этого покупают различные игры, занимаются ежедневно, а ребенок все никак читать не научится. В чем же проблема? Да в том...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...