Консультация гендерное воспитание
консультация на тему

Небогатова Александра Сергеевна

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий  в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Под влиянием педагогов дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernaya_konsultatsiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Воспитатель Небогатова А.С.


г. Калининград

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий  в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Под влиянием педагогов дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу.

В результате  анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:

Этапы полоролевого развития:

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием.

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность, т.е. формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

Гендерное воспитание дошкольников ставит перед нами следующие задачи:

1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

3. Построение соответствующей развивающей среды;
Теоретические знания: семинары, самообразование, курсы повышения квалификации.

Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся  половых склонностей и интересов.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра.

В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе.
Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.

В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.

В группах детского сада должны быть созданы условия игр для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Для мальчиков - «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Рыцари» и другие, где мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической  задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Должно быть несколько видов конструкторов, начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. Так же должны быть и образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.

Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно - гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты можно поставить таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых желательно оснастить необходимым оборудованием, инструментами и материалами - Детскую кухню и Мастерскую, а также знакомить детей с мужскими и женскими профессиями.

Непосредственная образовательная деятельность направлена и на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания, об основах этикета.

Музыка.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Физическая культура.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Обобщая все вышесказанное, делаем вывод, что всё в детском учреждении, и предметно-развивающая среда, и все виды деятельности ставят перед собой цель – заложить основу в воспитание гармоничной личности, полноценного члена общества, причём с определённой половой принадлежностью, способной к продолжению рода и к сохранению традиционных ценностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Особенности развития девочек:

• Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.

• Девочки дышат грудью

• Большая выносливость. Более крепкое здоровье.

• Физически слабее.

• Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.

• Быстрее утомляются.

• Чувствительны к шуму.

• Кожная чувствительность выше.

• Ориентируются на ближнее зрение.

• Менее подвижны. Более усидчивы.

• У девочек сердце бьётся быстрее, поэтому они такие суетливые.

• Отдают предпочтение: синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.

• Любят рисовать себя принцессами. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.

• Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.

• Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны. Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

• Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.

• Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

• Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

• Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.

• Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Особенности развития мальчиков

• У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве

• У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.

• Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.

• Физически сильнее.

• Ориентируются на дальнее зрение.

• Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.

• Смелее девочек.

• Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.

• Легкие мальчиков по величине больше.

• Крови на пол литра больше, чем у девочек.

• Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.

• Себя зачастую изображают на фоне машин, техники.

• Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.

• Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты. Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

• Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

• Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

• Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.

• Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры с детьми по гендерному воспитанию.

1) «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д. После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

 -Чем похожи наши мамы (папы)?

 -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

 -Какие внешние признаки их объединяют?

 -Какие качества присущи всем мамам (папам)?

 -Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

2) «Волшебный цветок».

1 вариант: «За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика.

Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант: «Как я дома помогаю маме (папе)?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье, помогая маме, папе) (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др).

3 вариант: «Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.).

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)?

3) «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик - в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик.

Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе....».

 
4) «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и к мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;

помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно, в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;

5) «Ушки на макушке»

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет имена (женские и мужские), на женские имена должны встать девочки, на мужские мальчики.

6) «Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач) После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии.

Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

7) «Собираемся в гости»

Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал: на столе разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости, выбрать правильную одежду, соответствующую полу.
Играют по двое детей девочка и мальчик. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д.

8) Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Дорожка»
Детям предлагается параллельные дорожки, с изображением 8 пустых квадратов, по которым необходимо продвигаться вперёд. В третий квадрат вставляется изображение младенца, которая идентифицируется с ребёнком. «Это ты. Ты мальчик или девочка».

Дети должны выбрать фото, для того чтобы взять подходящее (с розовым или голубым бантиком) Затем перед ребёнком выкладывается набор карточек с фотографиями, изображаемыми процесс взросления ребёнка (дошкольник; школьник; подросток; взрослая бабушка или дедушка).

Дети должны выстроить последовательность, относящиеся к ним, в соответствии с полом и возрастом ребёнка. Затем предлагается аналогичное изображение, соответствующее динамике взросления ребёнка, которое достраивается в обратной последовательности, к началу дорожки, изображающей появление ребёнка на свет (из прошлого в настоящее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация " Гендерное воспитание "

консультация для родителей  на тему "  Гендерное воспитание "...

Консультация "Гендерное воспитание дошкольников"

Всем известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному, поэтому и подходы к их воспитанию должны быть разные. В статье представлены рекомендации для родителей по воспитанию девочек и мальчиков....

Консультация "Гендерное воспитание"

Консультация "Гендерное воспитание"...

Консультация "Гендерное воспитание"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Консультация "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры"

Консультация "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры"...