Что такое заикание?
консультация на тему

Горбачёва Ольга Алексеевна

Здесь вы можете узнать что же такое заикание, виды заикания, причины по которым может возникнуть это заболевание у детей, основные методы лечения и общие рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zaikanie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое заикание и логоневроз?

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться.

В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки.

Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.

Виды заикания

Различают невротическое заикание (логоневроз) и органическое. Отклонения, имеющие органическую природу, связаны с выраженной неврологической патологией и сопровождаются общим нарушением моторики. Лечение органической формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

При невротической форме заикания (логоневрозе) изменений в функционировании головного мозга не наблюдается. В спокойной обстановке дети и взрослые с логоневрозом могут общаться спокойно, без пауз или повторений, а при волнении симптомы усиливаются. Далее под заиканием мы будем понимать только невротическую форму (логоневроз). В зависимости от характера судорог мышц, выделяют следующие виды судорожных сокращений:

  1. Клоническое — повторение первых звуков или слогов, обычно в начале слова.
  2. Тоническое — остановки, провалы в начале или в середине слов (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи)
  3. Смешанное — в речи наблюдаются как повторение или пролонгация звуков/слогов, так и напряженные паузы (тоно-клоническое заикание)

Как правило, на первом этапе развития заболевания возникают клонические судороги, но с течением времени они дополняются тоническими.

Причины заикания

Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва.

Физиологические причины

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические причины

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные причины

Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Говоря о том, что способствует формированию речевых нарушений, выделяют предрасполагающие факторы, а также так называемые толчки, которые непосредственно приводят к развитию патологии речи.

К предрасполагающим факторам относятся: неблагоприятная ситуация беременности (заболевания мамы ребенка в этот период, трудные условия ее жизни и работы во время беременности, стрессы и пр. ); невропатическая конституция ребенка; черепно-мозговые травмы в анамнезе ребенка; органические изменения центральной нервной системы самой разной природы; длительные соматические и инфекционные заболевания, протекавшие на фоне высокой температуры (т.е. имеет значение соматическая ослабленность в результате перенесенных заболеваний на момент интенсивного формирования речи); различные стрессы, носящие хронический характер (недостаток любви и внимания к ребенку, частые конфликты в семье, неправильное воспитание и пр.); наследственность, семейная отягощенность патологий речи.

Основные причины появления заикания у детей.

Сильное переживание — испуг, стресс, чрезмерная радость.

Длительный стресс, вызванный противоречивым воспитанием, психологическим дискомфортом.

Желание подражать заикающимся близким людям.

Перегрузка речевого аппарата на этапе его активного развития

Основные методы лечения заикания у детей

Существуют следующие методы лечения заикания у детей:

Логопедические занятия.

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Дыхательные упражнения.

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

Нетрадиционные методы лечения, включающие иглотерапию, точечный массаж и многое другое.

Компьютерные программы.

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

Положительный эффект может быть после любого из перечисленных способов, но максимальный результат достигается при комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности пациента и степень тяжести его заболевания.

Общие рекомендации для родителей заикающихся детей

Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении

Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...