Развитие речевого внимания
консультация (подготовительная группа)
Речевое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.
Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.
Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.
- Игра «Красный – зелёный» Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:
«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».
Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.
- Игра «Внимательные ушки» Вариант 1 — Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса — коса
Вариант 2 — Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон…
- Игра «Рифмочки и рифмушки» Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
- Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
- Игра «Самое короткое слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово
самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ
СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
- Игра «Самое длинное слово» Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово.
ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА
МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
- Игра «Играем в рифмы» Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:
« Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
- Игра « Подарки». У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-…( мармелад, лимонад и т.д.)
- Игра « Мы играем — рифмы подбираем». Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,…( далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,…
Промурлыкала и кошка: ладошка,…
Прокукарекал петушок: мешок,… .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.
- Игра «Запомни слова». Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).
Описание игры: взрослый называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.
- Игра «Запретное слово»Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490312-1412245978.jpg)
Развитие слухового внимания, памяти, воображения,координации движений, речевых и не речевых средств общения.
Логоритмика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-528970-1416126263.jpg)
Картотека игр направленные на развитие речевого внимание и речевого дыхание детей среднего возраста
Научить детей слышать и правильно произносить звуки помогут игры и игровые упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-737548-1452882412.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речевого внимания"
Что такое речевое внимание? Как его развивать? И нужно ли это делать? Такими вопросами задаются многие родители. Каждый ребёнок слышит ежедневно множество слов. Однако выделить их и ...
Игры на развитие речевого внимания и памяти
Предлагаются игры на развитие речевого внимания и памяти для использования на логопедических занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1239769-1642564329.jpg)
Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.
Картотека игр для детей младшего возраста....