Развитие памяти
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память –это психический процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение индивидом информации (прошлого опыта). Виды памяти по характеру психической активности; по виду и форме запоминаемой информации; по анализаторам; по характеру целевой деятельности; по продолжительности закрепления и сохранения материала
свойства памяти 1 . Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти. 3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении
4 . Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Виды памяти Словесно-логическая Образная Двигательная Оперирует со знаками, понятиями и словесными формулировками Зрительная Слуховая Осязательная Вкусовая Обонятельная (моторная) Помогает запоминать и воспроизводить движения и их системы: ходьба, танец, письмо, езда на велосипеде, профессиональные навыки) (имеет дело с образами явлений и объектов реальной действительности) Эмоциональная память – память о пережитых человеком чувствах. Активно формирует и поддерживает мотивы поступков или отказ от них. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности :
ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ Осуществляется без специальных волевых усилий, включен собственный интерес «хочу запомнить» МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ Заучивание без осмысления, многократное повторение (практически недоступно для правополушарных») ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ Осуществляется при осмыслении учебного материала, при осмыслении связей между его частями, осознание всех терминов и понятий в контексте По характеру целей запоминания:
Задания для практического применения упражнения для тренировки памяти
Синенькая юбочка, ленточка в косе
Белый Бим Чёрное ухо
Странный зоопарк
Рекомендации 1. Обучение возможно благодаря памяти. В отсутствии памяти люди не смогли бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта. 2. Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание. 3. Память можно и нужно тренировать. Это обеспечит достижение успеха в различных сферах деятельности.
Задания для самостоятельной работы Выписать и заполнить таблицу по основным понятия темы: виды свойства памяти, охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания. Подготовить сообщение: закон забывания Г Эббингауза (дифференцированное задание) Изучить индивидуальные особенности своей памяти: определите скорость запоминания при слуховом и зрительном предъявлении материала; определите свойства долговременной памяти
Основная литература 1. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец. - М.: Юрайт, 2012 2. Краснов А. Н. Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. 3. Лапп Д. Невероятные возможности вашей памяти.- СПб.,2003. 4. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. Психология. - М.: Академия, 2010 Немов Р.С. Общая психология : учебник для студ. психол. фак. пед. вузов : в 3 т. : Т. 2 : Познавательные процессы и психические состояния / Немов Р. С. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. 6. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. спец. - М. : Юрайт, 2011. 7 . Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для студ.вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. 8, Основы общей психологии Н.С, Ефимова-М.: ИД Форум -2007 9. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007. 1 0. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1981.- с. 71-77
Дополнительная литература Анисимов О.С. Мышление как социокультурный механизм: сущность и проблемы формирования // Мир Психологии. – 2012. - № 3. – С. 190 – 197. Зейгарник Б.П. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб., 2001.- С.311-339. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Там же. - С.270-281. 4. Коновалов, В. Феномен памяти // Природа и человек (Свет). – 2004. – N 12. – С. 50-51. 5. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Там же. - С.259-270.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»
Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.
Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...
Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: "Рекомендации по развитию памяти.Игры и упражнения для развития памяти".
Рекомендации по развитию памяти у детей с ОВЗ...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...
Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений
Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.Цель: развитие речиМатериалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).– Вы сегодня услышите ...