Работа со страхами у детей
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Грачева Арина Юрьевна

В статье даётся краткое описание причин страхов у старших дошкольников и пути их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа со страхами у детей23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку преодолеть страхи.

Практические рекомендации для родителей.

Страхи имеют важную охранную функцию. Их смысл в том, чтобы научить человека с осторожностью относиться ко всему неизвестному.
Страх – это эмоция, возникающая в ответ на событие или предмет, или человека, или явление.  Страх может быть обоснованным (реальным) и необоснованным (невротическим).

Обоснованный страх – страх машины, собаки, начальника, тяжёлой болезни родных, экзамена, урагана, войны   и т.п.

Необоснованный страх – страх оценки, высоты, глубины, темноты, насекомых, возможных болезней, врачей и т.п.  Страх здесь вторичен, первична внутреняя тревожность как личностная черта или ситуативная тревожность.

Этими видами страха можно управлять. Неуправляемый страх – это уже фобия.  

У детей – дошкольников страхи возникают в виду особенностей развития психики, восприятия и переработки информации (то, что видят или слышат). Возрастные страхи являются нормой развития ребенка и связаны с уровнем развития его сознания, воображения и жизненного опыта.
Возраст 5-7 лет имеет наибольшую насыщенность страхами. Дети боятся  монстров, чудищ, насекомых, страшных снов, разлуки с родителями.


Как мы уже говорили для полноценного развития ребенку необходимо ощущение безопасности, поэтому игнорировать детские страхи нельзя! То, что взрослому иногда кажется глупостью, для ребенка может быть серьезной проблемой.

Почему ребёнок боится?

Ведущая роль в освоении растущим человеком окружающего мира принадлежит  рефлексу познания - "Что это такое?". Ребёнок, с одной стороны, жаждет новых впечатлений и новой информации об окружающей действительности, с другой стороны, ему не хватает жизненного опыта и способов переработки информации. Тогда включается воображение, которое пытается заполнить пробелы в понимании того, что происходит. Детям свойственно рисовать более яркие внутренние картины. Чем больше непонятной информации, тем сильнее страхи. Интенсивность переживания страха также зависит от типа темперамента: сильнее бояться меланхолики.

Что нужно делать родителям, если ребенок боится

  1. Оказывать эмоциональную поддержу, с пониманием относиться к его состоянию, не стыдить, не обзывать трусишкой, не отмахиваться, не заставлять «не бояться». Важно использовать приём активного слушания (отразить чувства, прояснить, что его беспокоит).
  2. Проанализировать, что в течение дня могло спровоцировать страх, например, темноты. Что смотрит ребёнок по телевизору? В какие игры и с кем играет? Что слышит от  взрослых? Достаточно ли внимания он получает в течение дня? Чувствует ли себя в безопасности (это базовая потребность ребёнка)? Каковы интересы у ребёнка? Насколько он занят полезными занятиями?
  3. Если ребёнок говорит про страх постоянно, то можно использовать разные приёмы:

- исследование пугающего пространства (исследовать вместе с ребёнком все углы комнаты или дома за 1 час – 30 минут  до сна, можно превратить в игру с игрушкой – «Давай вместе с  Мишкой осмотрим твою комнату…»);

- рисование страха – нарисуй то, что пугает, как это выглядит, цвет, форма и т.д. (отреагирование внутреннего страха через тело), проговорить, в каком месте тела он находитс и т.д.; 

- можно нарисовать то, что пугает, на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет победить это существо: дорисовать элементы, сделать страх смешным или добрым.

-  мини-сценка: о страхе можно составить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, с помощью кукол, игрушек-зверушек. Или это существо, воплощающее страх, может простудиться и уехать далеко к своей мамочке или бабушке, чтобы она ее полечила. Это существо может быть жалким и требовать защиты, тогда его можно пожалеть. Если ребенок не может сам рисовать, помогите ему. Нарисуйте его  «страх» со слов ребенка и найдите забавную новую эмоцию в образе этого воображаемого существа.
- игра про охранника: приобрести игрушку (или использовать старую), которая будет  охранять ребёнка, например, фонарик или ночник в виде животного с регулятором света (сочинить сказку про волшебный фонарик и страх по имени …, как страх тает в лучах фонарика);

- ролевая игра «Поменяйся местами»: «Ты теперь страх. Скажи, зачем ты здесь? Чего хочешь?»;

- поведенческая техника-игра «Не боюсь тебя, страх (имя)!». Ребёнок забегает в тёмную комнату на несколько секунд, затем минуту, две, сколько выдержит. Нужно обязательно похвалить за смелость, за победу над страхом!

- терапевтическая сказка про смелого Гномика (чит. ниже):

Возраст: 5-9 лет. Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!»
 
В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.
 
И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.
 
Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.
 
К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,— промолвила Баба Яга,— я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»
 
— Принеси мне, пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.
 
Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе».
 
Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».
 
Вопросы для обсуждения
Как ты думаешь, почему Гномик отправился в лес один? Что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? Помог бы ты ей? Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?

  1. Разговаривать с детьми на языке их логики. Она отличная от нашей «взрослой» логики. Дети не принимают объяснений, идущие от здравого смысла, напрмер, что «вещи из шкафа не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «вещи все могут». Можно сказать, например: «Эти вещи бессильны, потому волшебный ключик, который открывает дверцу шкафа только с помощью тайного заклинания, надежно запер их внутри шкафа».
  2. Пересмотреть режим дня малыша. Не нужно укладывать ребенка слишком рано или слишком поздно, иначе он будет слишком возбужден, нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же. Но нужно учитывать, что продолжительность сна сокращается с возрастом.
  3. Если страх сопровождается нарушением дыхания, то можно использовать дыхательные успокаивающие упражнения (выполняйте вместе с ребёнком).

- «Свеча»: «Присядьте и представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (повторить 3 раза). А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха (повторить 3 раза).

- «Шарик»: Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

- «ДЫШИМ НОСОМ». Правую ноздрю закройте указательным пальцем правой руки, а левой ноздрёй делайте тихий, продолжительный вдох. Как только вдох окончен, откройте правую ноздрю и сделайте тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха лёгких и подтягиванием диафрагмы вверх.

-  «Геометрические фигуры в воздухе». Сделайте глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднимите прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержите дыхание, сконцентрируйте внимание на середине ладоней (ощутите «горячие монетки» в центре ладоней). Медленный выдох. Теперь, вдыхая, нарисуйте перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

  1. Расскажите о том, чего Вы боялись в детстве.
  2. Важно помнить, что жизнерадостное восприятие родителями жизни, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют эоцинально-волевую сферу детей, а это уменьшает вероятность появления страхов.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Описаны необходимых диагностических продцедуры и непосредственно коррекционная работу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста....

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Статья "Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции".

Статья  "Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции"....

«Применение настольной психологической игры «Опасности волшебного леса» (автор О.В.Хухлаева) в работе со страхами у детей старшего дошкольного возраста»

Игра направлена прежде всего на коррекцию разнообразных страхов у детей, а также на то, чтобы создать хорошее настроение, непринужденную атмосферу, помочь детям наладить контакт со взрослыми и между с...

Работа со страхами у детей дошкольного возраста

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувств тревоги,  беспокойства, в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источни...

Детские страхи. Психокоррекционные игры в песке (работа со страхами)

Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. Именно в это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие...