Детские страхи: причина возникновения, работа со страхами
методическая разработка по психологии
Детские страхи — естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы ребёнка. Как правило, дошкольники боятся явлений, которые не вызывают страха у взрослого человека, например темноты, героев сказок.
Детские страхи проявляются изменениями поведения и эмоций. Ребёнок стремится избежать страшных объектов или ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии — нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации. Если страхи «ломают» привычную жизнь ребёнка (нарушают сон и аппетит, мешают общаться со сверстниками или взрослыми, не дают беззаботно играть и учиться), необходимо обратиться за коррекцией ситуации к специалистам: психологу и психоневрологу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские страхи: причина возникновения, работа со страхами
Детские страхи — естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы ребёнка. Как правило, дошкольники боятся явлений, которые не вызывают страха у взрослого человека, например темноты, героев сказок.
Некоторые причины возникновения страхов у дошкольников:
- Травмирующее событие. Например, болезненный укус насекомого, потеря опоры под ногами, застревание в лифте.
- Запугивание со стороны взрослых. Родители могут использовать устрашающий образ объекта или ситуации для пресечения нежелательного поведения ребёнка.
- Тревожные родители, которые транслируют свои страхи малышу. Например, установки «Не сиди на снегу — замерзнешь» или «Не залезай на горку — упадешь» формируют у ребёнка чувство тревоги, которое может превратиться в страх.
- Предрасположенность к возникновению страхов. Такое бывает, если ребёнок не уверен в себе, ослаблен, склонен к тревожности или имеет задержку в развитии.
- Бурная фантазия и недостаток знаний и жизненного опыта.
Некоторые возрастные особенности страхов у дошкольников:
- От 2 до 3 лет — боязнь наказания, животных, высоты, боли, движущегося транспорта и др.
- От 4 до 5 лет — страх сказочных злодеев, выдуманных героев, темноты, одиночества, страх в процессе засыпания.
- От 6 до 7 лет — страх своей смерти или ухода из жизни близких людей, страх животных, сказочных героев, пожара, страшных снов, темноты, привидений.
Детские страхи проявляются изменениями поведения и эмоций. Ребёнок стремится избежать страшных объектов или ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии — нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации. Если страхи «ломают» привычную жизнь ребёнка (нарушают сон и аппетит, мешают общаться со сверстниками или взрослыми, не дают беззаботно играть и учиться), необходимо обратиться за коррекцией ситуации к специалистам: психологу и психоневрологу.
Работа со страхами
- Рисование
«Победим страх»
Упражнение направлено на поддержку собственных активных, агрессивных действий ребенка, манипулирование с угрожающими предметами, повышение самооценки путем переживания опыта самозащиты.
Ребенок рисует свой страх. При этом взрослый задает уточняющие вопросы («а какие у этого страха глаза? А какой у него рот? Нарисуй это…) , необходимо прорисовать все детально. После прорисовки страха ребенку задается вопрос: «Что хочешь с ним (этим страхом) сделать?» И здесь начинается очень важный этап, в котором ребенок реально борется со своим страхом – он его режет ножницами, топит в раковине с водой, с удовольствием протыкает ручкой или карандашом, рвет не мелкие кусочки (и другие варианты). Таким образом, ребенку дается реальная возможность в конкретном действии выплеснуть напряжение, которое порождает страх, уничтожить его, повышая самооценку, пережить реальный опыт «я могу с этим справиться, могу себя защитить».
«Смешной страх»
Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. "Кару" можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например падает в лужу, и очень этого смущается.
«Придумываем и рисуем друга»
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,
скажите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». После рисования обсуждаем, что ребенок в моменты страха может представить себя этим героем или представить, что рядом с ним находится его смелый друг.
- Самоубеждение
«Радуга силы»
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — ребенок повторяет, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
«Напугаем страх»
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
«Угощу свой страх»
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.
- Игра
«Кукольный театр»
Разыграть сценки, в которых одна из кукол (любая игрушка) всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ».
Интересная статья для родителей о возникновении детских страхов....

Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления. Что делать, если ребёнок испытывает страх.
Рекомендации родителям по преодолению детских страхов...

Консультация для родителей «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»
Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализирова...

Детские страхи: причины возникновения и методы их преодоления
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопа...
Консультация для родителей: «Детские страхи: причины возникновения и коррекция»
Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающу...

Детские страхи. Причины возникновения. Способы борьбы со страхами.
В последнее время большинство родителей обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи убегают при виде ...

Детские страхи: причины возникновения страхов и как помочь ребёнку их преодолеть.
В статье представлены возможные причины возникновения страхов у детей и способы их преодоления....
