Детские страхи: причина возникновения, работа со страхами
методическая разработка по психологии

Радченко Анастасия Евгеньевна

Детские страхи — естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы ребёнка. Как правило, дошкольники боятся явлений, которые не вызывают страха у взрослого человека, например темноты, героев сказок.

Детские страхи проявляются изменениями поведения и эмоций. Ребёнок стремится избежать страшных объектов или ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии — нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации. Если страхи «ломают» привычную жизнь ребёнка (нарушают сон и аппетит, мешают общаться со сверстниками или взрослыми, не дают беззаботно играть и учиться), необходимо обратиться за коррекцией ситуации к специалистам: психологу и психоневрологу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_strahami.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи: причина возникновения, работа со страхами

Детские страхи — естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы ребёнка. Как правило, дошкольники боятся явлений, которые не вызывают страха у взрослого человека, например темноты, героев сказок.

Некоторые причины возникновения страхов у дошкольников:

  • Травмирующее событие. Например, болезненный укус насекомого, потеря опоры под ногами, застревание в лифте.
  • Запугивание со стороны взрослых. Родители могут использовать устрашающий образ объекта или ситуации для пресечения нежелательного поведения ребёнка.
  • Тревожные родители, которые транслируют свои страхи малышу. Например, установки «Не сиди на снегу — замерзнешь» или «Не залезай на горку — упадешь» формируют у ребёнка чувство тревоги, которое может превратиться в страх.
  • Предрасположенность к возникновению страхов. Такое бывает, если ребёнок не уверен в себе, ослаблен, склонен к тревожности или имеет задержку в развитии.
  • Бурная фантазия и недостаток знаний и жизненного опыта.

 

Некоторые возрастные особенности страхов у дошкольников:

  1. От 2 до 3 лет — боязнь наказания, животных, высоты, боли, движущегося транспорта и др.
  2. От 4 до 5 лет — страх сказочных злодеев, выдуманных героев, темноты, одиночества, страх в процессе засыпания.
  3. От 6 до 7 лет — страх своей смерти или ухода из жизни близких людей, страх животных, сказочных героев, пожара, страшных снов, темноты, привидений.

 

Детские страхи проявляются изменениями поведения и эмоций. Ребёнок стремится избежать страшных объектов или ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии — нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации. Если страхи «ломают» привычную жизнь ребёнка (нарушают сон и аппетит, мешают общаться со сверстниками или взрослыми, не дают беззаботно играть и учиться), необходимо обратиться за коррекцией ситуации к специалистам: психологу и психоневрологу.

Работа со страхами

  • Рисование

 «Победим страх»

Упражнение направлено на поддержку собственных активных, агрессивных действий ребенка, манипулирование с  угрожающими предметами, повышение самооценки путем переживания опыта самозащиты.

Ребенок рисует свой страх. При этом взрослый задает уточняющие вопросы («а какие  у этого страха глаза? А какой у него рот? Нарисуй это…) , необходимо прорисовать все детально. После прорисовки страха ребенку задается вопрос: «Что хочешь с ним (этим страхом) сделать?» И здесь начинается очень важный этап, в котором ребенок реально борется со своим страхом – он его режет ножницами, топит в раковине с водой, с удовольствием протыкает ручкой или карандашом, рвет не мелкие кусочки (и другие варианты). Таким образом,  ребенку дается реальная возможность в конкретном действии выплеснуть напряжение, которое порождает  страх, уничтожить его, повышая самооценку, пережить реальный опыт  «я могу с этим справиться, могу  себя защитить».

«Смешной страх»

Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. "Кару" можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например падает в лужу, и очень этого смущается.

«Придумываем и рисуем друга»

Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,

скажите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». После рисования обсуждаем, что ребенок в моменты страха может представить себя этим героем или представить, что рядом с ним находится его смелый друг.

  • Самоубеждение

«Радуга силы»

На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — ребенок повторяет, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.

«Напугаем страх»

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.

«Угощу свой страх»

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.

  • Игра

«Кукольный театр»

 Разыграть сценки, в которых одна из кукол (любая игрушка) всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ».

Интересная статья для родителей о возникновении детских страхов....

Консультация для родителей «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализирова...

Детские страхи: причины возникновения и методы их преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопа...

Консультация для родителей: «Детские страхи: причины возникновения и коррекция»

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающу...

Детские страхи. Причины возникновения. Способы борьбы со страхами.

В последнее время большинство родителей обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи убегают при виде ...

Детские страхи: причины возникновения страхов и как помочь ребёнку их преодолеть.

В статье представлены возможные причины возникновения страхов у детей и способы их преодоления....