Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Шачинова Марина Михайловна

Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Большеберезниковский детский сад «Теремок»

Консультация для родителей

на тему: «Роль игры в жизни детей

младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной

категории: Шачинова М.М.

1. Блиц-опрос «Играем вместе с ребёнком».

• Игра – просто развлечение для ребенка или жизненно необходимое условие для его развития?

• В какие игры Вы играете с детьми дома?

• Нужно ли играть с ребенком и почему?

• Назовите любимые игры вашего ребенка.

• Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?

• Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства?

• Покупаете ли вы ребенку развивающие игрушки? • Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми?

2. Вот об этом я вам сейчас и расскажу.

Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально, развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она дополняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить. Родители ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать. Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

Особенно важна совместная игра для детей младшего дошкольного возраста, то есть малышей 3-5 лет. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая навыки манипуляции, говоря научным языком. Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости. 3. А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

• Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

• Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

• Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

• Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

• Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи. .

• Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

• Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать.

Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

4. Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом детей. Непосредственные наблюдения за окружающей жизнью, детская художественная литература, телепередачи, рассказы взрослых помогает ребенку осмыслить то, что он видит, и создают предпосылки для возникновения игр. От взрослого требуется умение деликатно влиять и на содержание игры, и на ее развития, и на отношение детей, придавая этим отношениям нравственную направленность. Важно содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнить и осмысливать в действиях игры, что хорошо, а что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по – дружеских. Конец игры должен содержать нравственное зерно. Если дети что–то сооружали из строителя или конструктора, то можно предложить им оставить постройку, чтобы показать ее папе, когда он придет с работы, а затем разобрать ее и аккуратно сложить детали.

Играя рядом, случается, малыши отнимают друг у друга игрушки. Если ребенок часто отнимает игрушки у других, следует на это обратить внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Чем старше ребенок и совершеннее его игровая деятельность, тем важнее пробуждать его к объединению совместных играх с другими детьми. Руководство взрослого направленно на то, чтобы дети играли дружно, не сорились. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умение ждать, уступать. 5. Ребенка вступающего в игру, знакомят со следующими правилами:

• Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобится для игры;

• Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки;

• Честно соблюдай правила игры, уважай общий замысел игры, умей подчиняться, мнению большинства;

• Если хочешь включаться в общую игру, вежливо спроси об этом у играющих;

• В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делится, оказывать помощь;

• Не сорится! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;

• Разговаривай с партнерами по игре вежливо, не крикливо, уважительно;

• Делись игрушками, не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится;

• Не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребенок: ты нарушаешь их покой; • В подвижные, шумные игры в помещение играть нельзя, такие игры уместны на игровой или спортивной площадке, во дворе или сквере.

• Не забывай после игры убрать на место все, с чем ты играл, береги игрушки, заботься об их сохранности;

• Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли.

6. Игры для детей 3-5 лет.

• С/р: магазин, больница, парикмахерская, семья, кафе-столовая

• Д/и: чудесный мешочек, кубики «собери картинку», лото, домино (даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу) и другие.

• Малоподвижные игры: например, кольцеброс.

 7. Предлагаю вам закрепить полученные знания и обсудить несколько ситуаций из жизни.

8. В заключение.

Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам. Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Интересных вам совместных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

        Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации...

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

         Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность...

Статья.Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста.

Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста....

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского органи...

«Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста».

​Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связа...

Родительское собрание «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

Обогащение родительских представлений о играх детей дошкольного возраста....