"Использование развивающих упражнений по формированию грамматического строя речи"
методическая разработка

Лузянина Ольга Леонидовна

Практический материал с игровыми упражнениями для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_razvivayushchih_uprazhneniy.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование развивающих упражнений

 по формированию грамматического строя речи

на этапе автоматизации  звуков».

       Эту тему я выбрала, т.к. она актуальна для  наших детей.  

     На обследовании у детей  выявлены множественные   ошибки  лексико-грамматического характера. А ведь именно несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи.  

Чтобы дети правильно  произносили звуки речи,  владели навыками словоизменения и словообразования, т. е. умели правильно произносить окончания слов, согласовывали  слова в предложениях, распространяли предложения второстепенными и однородными членами предложения, работали с деформированным предложением, пользовались в речи предлогами, самостоятельно находили ошибки и устраняли их, необходимо  формировать грамматический строй речи и правильное произношение.

 Успешность  и эффективность  коррекционной работы   в первую очередь  зависит

-  от участия родителей в процессе коррекции.  

- от самого ребёнка, от его индивидуальных особенностей, от  уровня развития внимания, памяти и мышления.  

- а  так же, от регулярности посещений  занятий.  

     На логопедических занятиях я использую игровые обучающие упражнения. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя получают знания, умения и  навыки, которые требуют закрепления и развития  дома и на дальнейших занятиях. Если ребёнок занимается не регулярно, то навыки теряются, и процесс логопедической работы замедляется.

     Рекомендую  вам  регулярно выполнять задания  в тетрадях Т.Ю. Бардышевой, ИГРАЯ С РЕБЁНКОМ. Именно эти тетради имеют  достаточный материал для  формирования, как грамматических  категорий, так и всех компонентов речи.

    Чтобы ускорить темп коррекционно- логопедической  работы и сделать её эффективнее, я разработала карточки для детей 5-7 лет по развитию речи в целом.

    Отрабатывая правильное произношение,  на этапе автоматизации звуков,  мы решаем сразу несколько задач. Формируем фонематические процессы, обогащаем словарь, а самое главное  развиваем грамматический строй речи.

  Слайд 3.   Только после того, как ребенок научился правильно изолированно  произносить звук и четко артикулировать его  в слогах, начинается новый этап работы по автоматизации  звука в словах, словосочетаниях, в предложениях и в связной речи. Главная задача на этом этапе работы — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком во всех грамматических формах речи.  Для детей с речевыми нарушениями необходимо  один и тот же материал проговаривать  многократно.

     Сегодня я пригласила Вас, чтобы показать, как можно  развивать речь,  отрабатывая грамматические навыки в игровой форме дома. Любая игра с вами будет интересна ребёнку, тем более, если вы ещё подключите к игре папу.

Предлагаю вашему вниманию игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков на примере трудных для детей  звуков.

1 Игра «Один – много»  Цель: развитие умения образовывать и. существительные множественного числа. Один жёлудь – много желудей;  один жук – много жуков.

Из одной картинки нужно извлекать максимум информации. Больше детям задавайте вопросов. (КУБИК С КАРТИНКАМИ)

Описание. В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя больше предметов одного цвета или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает, другой продолжает, другие дополняют. Выигрывает тот, кто верно назовет большее количество предметов.
«Что бывает синее, зеленое, белое, жёлтое, голубое, черное?»

Повторить ещё раз признаки и действия  и составьте предложение с этими словами. 2 Игра «Назови ласково»

Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Роза – розочка, рубашка – рубашечка, рыба – рыбка, рука – ручка.

За-за-за-глаза; за-за-за – глазки;   зо-зо-зо-зонт, зо-зо-зо-зонтик;  зу-зу-зу-зубы, зу-зу-зу-зубки.

3 Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: развитие умения согласовывать количественные числительные с существительными и прилагательными. Можно поиграть с кубиком.

4 Игра «Жадина»

Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными

Про какие картинки можно сказать  мой, моя, моё.  «Найди в комнате,  про что  мы можем сказать Моя  или моё. Давай посмотрим в окно… или когда идёте по улице…. про что  мы можем сказать Моя  или моё или мой?  А понимает ли ребёнок, что мой мишка – это он. А моя кукла – это она. Моё …окно – это оно. Покажите на любой предмет в комнате и спросите: «шарф – это он? Или она, или оно?» По теме животные…

5 Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные             

6 Физминутка.  Игра  с мячом «Из чего – какой?» 

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Суп из рыбы (какой)- рыбный; пюре из картофеля-….; варенье из брусники-…; платье из шерсти-….; сок из моркови-…; дом из кирпича -….

Описание. В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя больше предметов из одного материала. (из стекла, из пластмассы, из дерева  и т.д.)

7 Игра «Слова наоборот»

Цель: развитие умения образовывать антонимы. Использовать можно слова  сущ,  и прил. Глаг. и нареч.

8. Игра «Составь предложение»

Цель: научить детей использовать в речи предлоги и употреблять существительные в творительном падеже

 (родителям раздаются карточки, и они составляют предложения)

Игра «Назови детёнышей»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффикса (ок).

Хочу подчеркнуть, что лексический  материал должен неоднократно повторяться с детьми, чтобы они усвоили его в возможно более полном объеме. Только при этом условии дети действительно смогут обогатить свой словарный запас и практически овладеть правильными грамматическими формами слов и их сочетаниями.

  • На смарт- столе  игра «рынок» и хвосты

В своей работе я использую компьютерные технологии: развивающий портал Мерсибо, - Речевая IТ - технология БОС, …

 Игры можно купить для себя по подписке, если у вас есть комп. И интернет.

  Логопедические игры от развивающего портала «Мерсибо», являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, мотивацию к занятиям, что особенно важно для детей.

Дома их можно использовать  для углубления и закрепления  знаний  и как стимул после  выполненных  заданий в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников...

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...

дидактическое упражнение по формированию грамматического строя речи с использованием ИКТ "На рынке"

Конспект дидактического упражненияпо формированию грамматического строя речис использованием ИКТ          Название игры: «На рынке»Цель: ф...

Конспект проведения Дидактического упражнения По формированию грамматического строя речи с использованием ИКТ «Я начну, а ты закончи»

Образовательная область: речевое развитиеТема занятия: дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи»Цель занятия: демонстрация умений правильно определять и называть предлоги в ходе дид...