Родительское собрание на тему: «Семья и ее значение в воспитании детей»
методическая разработка на тему

Данное мероприятие поможет установить теплые доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми, создать комфортную обстановку в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_-_stepanova_g.f.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Семья и ее значение в воспитании детей»

Степанова Галина Федоровна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково Саратовская область

Пояснительная записка: 

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы. Данное мероприятие поможет установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создать эмоционально - комфортную обстановку в группе. Мероприятие будет интересно для педагогов ДОУ.

Форма проведения: круглый стол + творческая мастерская

Оборудование:  ноутбук, проектор, спокойная музыка, практическое задание на листах по количеству родителей, свеча, бубен, бумага А3, ножницы, клей, маркеры, заготовки для домика, пиктограммы настроение, лист – опрос, листочки с нарисованными ладошками детей, карандаши.

Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи:

1. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;

3. Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

4. Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Ход собрания:

1 часть Вводная:

Выходит воспитатель с горящей свечой в руке. Читает стихотворение:

Горит свеча, и язычок огня

Трепещет и манит, и радует меня,

И заставляет думать о пути,

Что нашим детям суждено пройти.

Зло и добро – вот две дороги разных.

Одна — поступков страшных, безобразных.

Другая — Света, Веры и Надежды.

Какую выбрать? – ваш ребёнок сам решит,

Но прежде ……

Обдумать и понять должны мы с вами,

Каким путём хотим идти мы сами.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада встречи с вами. Сегодня наше собрание мы посвятим Семье и ее значению в воспитании детей.

Прошу всех встать в круг. Вам необходимо будет передавать  свечу по кругу своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное.

Родители выполняют упражнение «Комплимент по кругу»

Воспитатель: А сейчас послушайте своих детишек!!!

(Звучит  музыка  выходят дети   с шарами)

Ребенок: У всех  родителей  на свете

                 Есть мы…

ВСЕ:  ЛЮБИМЫЕ  ДЕТИ

ДЕТИ (по очереди): 

- голубоглазые,

- с веснушками,

- вихрами

- и кудрявыми макушками,

- спокойные и озорные,

Хором:  ЛЮБИМЫЕ ДЕТИ, РОДНЫЕ!

Ребенок: Мы все такие разные
Веселые и классные
Музыка  и дружба нас  объединила
И в этом наша сила!

(звучит вступление к танцу, выбегают дети с разноцветными шарами)

   ТАНЕЦ «ШАЛУНИШКИ» (в конце танца построение «полукруг»)

Ребенок: Главное в жизни это семья,
Где есть мама, папа и я!
Ребенок:
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Ребенок:
Вместе делаем все и всегда,
Потому, что мы настоящая семья!

Ребенок: Мы рады, что на  лицах                                        

Улыбки  расцвели            

Ребенок:  Желаем всем  здоровья,

Удачи  и любви!  (звучит  музыка, дети покидают  зал)                               

2 часть Основная:

Блиц-опрос родителей «Что такое семья?»

Воспитатель: В словаре Ожегова написано: «Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Согласитесь, звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по- вашему мнению, семьяПредлагаю поиграть в игру «Веселый бубен». Пока звучит музыка, бубен катится по рукам, музыка закончилась – у кого в руках бубен, тот высказывает свое мнение «Что такое семья?» (3-4 мнения родителей). 

Воспитатель: Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам, давайте послушаем, что они скажут (видеосюжет мнение 3-4 детей).

Воспитатель: Предлагаю объединить мнения родителей и детей, прочитав замечательное стихотворение (по строчке)

1. Семья – это счастье, любовь и удача,

2. Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

4. Подарки, покупки, приятные траты.

5. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

6. Мечты о хорошем, волнение и трепет.

7. Семья-это то, что мы делим на всех.

8. Всем понемножку и слезы, и смех.

9. Взлет и падение, радость, печаль,

10. Дружбу и ссоры, молчанья печать.

11. Семья – это труд, друг о друге забота.

12. Семья – это много домашней работы.

13. Семья – это важно! Семья – это сложно!

14. Но счастливо жить одному невозможно!

15. Семья – это счастье, семья – это дом.

16. Где любят и ждут и не помнят о злом.

Воспитатель: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Василий  Александрович Сухомлинский.

Нельзя не согласиться с данным высказыванием.

Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «какой Я родитель?» Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Как правило, мы думаем, что мы хорошие родители, но так ли это? Может, все-таки есть над чем работать?

Практическое задание для родителей «Знаю ли я своего ребенка»

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

4. Любимая сказка вашего ребенка?

5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

Сравнение результатов работы с результатами детей.

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию социальный ролик

Законы педагогики: как нужно воспитывать детей? - Доктор Комаровский

Доктор Комаровский - один из самых талантливых педиатров в России. Его успех связан с уникальным даром объяснять людям важное и, конечно, любовью к детям.

Народная мудрость.

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание (слайды)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

За общим столом еда вкуснее.

Материнская молитва со дна моря достает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить — счастливым быть.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Вместе тесно, да врозь скучно.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка за ухом и спросил:

- И все?

- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Воспитатель: Я хочу пожелать Вам, дорогие родители, чтоб в процессе воспитания ваших детей вам все время сопутствовали ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ.

Практическое задание для родителей 

Тест – игра: «Какой Вы родитель?»

Воспитатель: Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку.

Сколько раз тебе повторять? - 2

Посоветуй мне, пожалуйста. - 1

Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1

Какие у тебя замечательные друзья. - 1

И в кого ты только уродился? - 2

Я в твои годы! - 2

Ты моя опора и помощник. - 1

Ну, на кого ты похож?-  2

Ну, что за друзья у тебя. - 2

О чём ты только думаешь? - 2

Какой ты умник (ца). - 1

А как ты считаешь, сынок (дочь)? 1

Какой ты у меня сообразительный (ая). - 1

Оценка результатов.

5-7 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.

8-10 баллов. Свидетельствует о начинающихся сложностях во взаимодействии с ребёнком, непонимании проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.

11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься.

Творческая мастерская «Дом, который построим мы!»

(в микрогруппах)

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем сами стать строителями и построить дом, под названием «СЕМЬЯ». Для этого нам нужно разделиться на строительные бригады по 3-4 человека – цвет стола вам подскажет. Все необходимое на подносах. У каждой строительной бригады есть «фундамент», 4 кирпича – для строительства стен, крыша. Задача: заложить фундамент, то есть выбрать то, что по вашему мнению главное в строительстве семьи (подписать, приклеить), затем 4 кирпича – немаловажные понятия, которые держит и укрепляют семью. Но строительство здания заканчивается, когда возводится крыша. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему эмоциональному состоянию. Выберите «пиктограмму настроения» и приклейте его на крышу – итог вашей работы. И приготовьте несколько предложений, чтобы рассказать о своем доме.

Воспитатель: Воспитывая ребенка, мы поощряем и наказываем его.

Практическое задание для родителей «Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

3 часть Заключительная:

Мы говорим спасибо всем родителям, за активную позицию в жизни группы в учебном году. И надеемся на дальнейшее сотрудничество. Хочется отметить самые активные семьи:

Вручение благодарственных писем.

Рефлексия

Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Я хочу, чтоб вы отразили его на силуэте  ладони вашего ребенка , где каждый палец — это какая-то ваша позиция.

В течение полминуты допишите фразы:

Большой палец – сегодня для меня было интересно…

Указательный — мне было трудно…

Средний — для меня было недостаточно…

Безымянный – моя оценка мастер-класса…

Мизинец – я хочу пожелать…

Воспитатель: Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Звучит музыка в зал вбегают дети совместный танец родителей и детей под песню: «Солнечный круг»

Ожидаемые результаты:

1. Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста

2. Развитие доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,

3. Повышение компетентности родителей в области воспитания.

Список используемых источников:

1. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа», Вако, 2013 г.

2. Метенова Н. М. «Родительские собрания. Методика проведения и практические материалы»  1999 г.

3. Законы педагогики доктор Комаровский - http://articles.komarovskiy.net/zakony-pedagogiki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...

Родительское собрание на тему: «Семья и ее значение в воспитании детей»

Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка,  уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей....

Сценарий общего родительского собрания «Семья и ее значение в воспитании детей»

сценарий общего родительского собрания "Семья и ее значение в воспитании детей"...

Родительского собрания во второй младшей группе « Задачи обучения и воспитания детей 3-4 лет в детском саду и семье»

Дорогие родители, бабушки и дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании в этом учебном году, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ...

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Дорогие родители!Я поздравляю всех с началом учебного года, теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный проц...

Сообщение к родительскому собранию на тему:" Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка"

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общен...

Нетрадиционное-родительское собрание на тему: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Актуальность:Cказки, прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Она открывает и объясняет ребенку жиз...