Мастер-класс для родителей по театрализованной деятельности.
консультация (младшая группа) на тему

Жилкина Ирина Ивановна

Как устроить дома спектакль для детей от года до трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по театрализованной деятельности.

Сегодня мы приглашаем вас, уважаемые родители, окунуться в мир домашнего театра. Поверьте, это не пустая трата времени и не лишние заботы. Тем более что малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. В дошкольной педагогике театр традиционно считается одним из видов детской деятельности, то есть педагоги и психологи видят в нём не просто очарование и забаву, а важное средство развития и воспитания ребёнка. Это особенно верно, если речь идёт о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Конечно, маленькие дети пока не могут сами полноценно участвовать в театральном представлении. Поэтому театр для малышей – это импровизация сказки, песни, стихотворения, сочинённого взрослым рассказа с использованием имеющихся дома игрушек или специально сделанных из подсобного материала кукол для театра. Как устроить дома спектакль для детей от года до трёх лет?

Как сделать кукол-актёров

Сделать кукол в домашних условиях очень легко. Например, на бумажной тарелке можно нарисовать глаза, рот, нос, волосы, и получится лицо девочки, мальчика или сказочного Колобка. К обратной стороне тарелки скотчем крепится палочка, чтобы было удобно держать и действовать по сюжету выбранного  произведения.

А если картинку наклеить на перевёрнутую кружку, получится театр кружек.

Можно взять мяч и нарисовать на нём лицо персонажа, волосики (или завязать на мячике платок).

Подойдут для изготовления куклы и старые детские гольфы. Если гольфы набить газетами или тряпками, вставить линейку, перевязать пятку и носок шнурками, а между ними с двух сторон нарисовать глаза, то получится голова лошадки (зебры, жирафа). Экспериментируйте – как показывает практика, самодельные куклы вызывают у детей особый интерес: их завораживает превращение  привычных, обыденных предметов и сказочных героев, которые «разговаривают» с ними, веселят и забавляют.

Картинки на картоне. 

Малыши очень любят рассматривать картинки в книжках, но еще больше они радуются, когда картинки оживают и двигаются. Это развивает образное и пространственное восприятие ребенка. Чтобы показать ребенку спектакль, подберите сказку и яркие красочные картинки. Картинки для спектакля можно перевести с готовых силуэтов или рисунков на бумагу, воспользоваться старой детской книжкой.

  • Театр желательно расположить на столе так, чтобы с его тыльной стороны не было окон. Так детям лучше будет видно, что происходит на «сцене».
  • Когда озвучивают содержание произведения, картинки-персонажи передвигаются среди картинок-декораций. При этом их следует вести без рывков, плавно, но и без замедлений.
  • Картинки должны находиться вне видимости для детей (с тыльной стороны стола), появляться по ходу действия снизу у края стола и двигаться так, как это необходимо.
  • При одновременном появлении двух персонажей их, как правило, ставят на стол с двух противоположных сторон и передвигают к середине, чтобы они «поговорили».
  • Персонаж, который  «говорит», остается в руке и наклоняется в сторону другого персонажа   или   слегка   покачивается   из стороны в сторону.

Хотя картинки плоские, они могут передвигаться по столу в любом направлении с разной скоростью, и что особенно важно, в глубину «сцены». Поэтому следует выбирать произведения с динамичным сюжетом, например, такую историю.

Про маленького котенка

Участвуют: девочка с куклой, котенок, гусь, свинья, козел, корова, кот.

Примечание. Котенка следует передвигать вперед очень медленно и понемногу, чтобы хватило места для его встреч со всеми персонажами. Для оформления «сцены» достаточно по краям стола поставить по кусту и дереву. 

Ведущий. Однажды утром маленькая девочка взяла свою куклу и пошла с ней гулять.С ними пошел гулять и котенок. (С левой стороны поясняется фигурка девочки с куклой; за ней идет котенок.)

Но девочка забыла покормить своего котенка, поэтому он был очень голоден и хотел попросить у девочки молока. И вдруг забыл, как надо просить по-кошачьи. (Девочка скрывается.)

Котенок остановился и горько заплакал.  Навстречу ему шел гусь. (Справа появляется гусь.)

Гусь. Что ты плачешь, бедный котеночек?

Котенок. Как же мне не плакать? Я голоден и забыл, как просят есть.

Гусь. Это очень просто. Скажи: «Га-га-га!», и тебя покормят. Я всегда так прошу.

Котенок. Нет, это гуси так просят, а котята по-другому должны просить. (Гусь проходит мимо котенка и скрывается слева. Котенок медленно продвигается вперед. Навстречу котенку выходит свинья.)

Свинья. О чем ты плачешь, котенок?

Котенок. Как же мне не плакать? Я очень хочу есть, а не знаю, как надо просить.

Свинья. Это очень просто. Скажи: "Хрю-хрю-хрю!»  Я всегда так прошу.

Котенок. Нет, так свинки просят, а котята по-другому должны просить. (Свинья уходит. Котенок медленно продвигаетсяется вперед. Навстречу ему идет козел.)

Козел. О чем ты плачешь, маленький котеночек?

Котенок. Да как же мне не плакать, я очень голоден и не знаю, как надо просить есть.

Козел. Это очень просто. Скажи: «Бэ-бэ-бэ!». И тебя покормят.

Котенок. Нет, так козлики просят, а котята должны по-другому просить (Козел проходит мимо. котенок продвигается вперед. Навстречу ему - корова).

Корова. О чем ты плачешь, бедный котенок?

Котенок. Я очень голоден и не знаю, как просить есть.

Корова. Это очень просто. Скажи: «Му-му-му!». Я так прошу, и мне всегда дают есть.

Ведущий. Испугался котенок и отскочил назад. (Корова пошла своей дорогой дальше). А котенок шел и плакал. (Навстречу ему кот.)

Кот. О чем ты плачешь, маленький котенок?

Котенок.  Я  очень  голоден  и  забыл,  как просить есть по-кошачьи.

Кот. Бедный, глупый котенок. Ты скажи: «Мяу-мяу-мяу!»

Котенок. Мяу-мяу! Правильно! Теперь я вспомнил. Я всегда так просил, Мяу-мяу-мяу! (Кот уходит. Котенок бежит вперед.)

Ведущий. А тут навстречу вышла девочка со своей куклой (появляется фигурка девочки с куклой).

Девочка. Что же я сделала! Я забыла покормить своего котенка. Пойдем, котеночек! Я налью тебе молочка. (Уходит со сцены вместе с котенком.)

                                                                                                          (По Л. Пальмер)

Пальчиковый  театр

Этот театр очень удобен в домашних условиях. Дома всегда найдется старая перчатка, от которой вы отрежете пальцы, чтобы была большая чувствительность руки. На подушечку пальца приклеивается голова героя сказки или фигурка целиком. При помощи пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи или просто играть пальчиками ребенка. Но следует помнить, что малыша никогда нельзя принуждать к игре. Например, брать его ручку и двигать пальчиками, когда у него нет желания. Лучше взрослому начать игру, и уже через некоторое время ребенок примет участие в ней.

Игры с пальцами развивают речь, чувство ритма, воображение, веселят и доставляют удовольствие общения.

Именно поэтому в народной педагогике есть множество игровых развлечений с использованием пальцев рук. Например, «Пальчик, пальчик, где ты был?». В этой потешке взрослый перебирает пальцы ребенка: к большому пальцу, по очереди, прижимает указательный, средний, безымянный и мизинец. Для усиления эффекта потешки можно на каждый пальчик надеть бумажные колпачки, нарисовав на них разные рожицы.

Приводим несколько пальчиковых игр с ребенком.

Пчелиный улей 

Вот маленький улей. Сожмите пальцы в кулак  - «улей».    

Где пчелы? Рассматривайте улей.

Спрятались,

Где их никто не видит.

Вот они появились из улья.  По одному показывайте пальцы.

Одна, две. три, четыре, пять.

З-з-з-з-з-з-з-з-з!  Пальцы  - «пчелы»  «улетают».                                          

Улитка

Говорят улитке ребятки:

- Нечего тебе играть с нами в прятки.

Высуни, улитка, рога. Раздвиньте два пальчика  у ребенка на руке, остальные пальцы  сложите в кулачок.

Мы дадим тебе пирога.

Высунула улитка рожки,

А ей дети не дали ни крошки.

Девочка пирожок-то скушала.

С той поры улитка детей не слушала.

В своем домике сидит,

На детей и не глядит. Два рожка прячутся в кулачок. Ребенок кормит воображаемую  улитку, и она «показывает  рожки».

Моя черепаха.

Вот моя черепаха.                                

Сожмите пальцы в кулак.

Она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

Она высовывает голову,                     

Выставите большой палец.

И прячет ее обратно.                            

Спрячьте его в кулак.

Когда хочет спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятел...

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности

Очень здорово, что у нас так много неравнодушных мам, которые интересуются жизнью свои детей и хотят узнать как можно больше об их развитии и помочь им гармонично расти. И с большей активностью ...

Мастер-класс "Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность"

Мастер-класс "Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность" -Здравствуйте, уважаемые коллеги!- Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? нет или Да? Пришли вы на ...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности «Герои русских народных сказок»

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности «Герои русских народных сказок»...