Мастер-класс "Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность"
материал (старшая группа)

Козак Ирина Павловна

Мастер-класс "Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность"

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? нет или Да?

Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я понимаю вас господа Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс для воспитателей «Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность в ДОУ» Подготовила: Воспитатель Козак И.П.

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.

Актуальность: Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цели мастер-класса:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.

2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;

4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Задачи: 1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства

2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё.

5. Формировать навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа

Ход мастер-класса: Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театральной деятельности.

Задачи: -Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, углублять представления детей о выразительных средствах;

-Учить принимать ролевые позиции, идентифицироваться с персонажем, эмоционально воспринимая своеобразие театрального искусства;

-Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры. В младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (учить имитировать характерные движения сказочных животных на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности); В средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме); В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и неречевых (пантомимических) действий. I. Развитие мимики и пантомимы (позы и движения):

1. Игра «Театральная разминка» Раз, два, три, четыре, пять- Вы хотите поиграть? Называется игра «Разминка театральная» Сказки любите читать? Артистами хотите стать? Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя, Чтоб быть похоже на лису? Или на волка, иль на козу, Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду? (Примерные ответы детей: изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора, и т. д.)

А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу? Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения). Бывает, без сомнения, Разное настроение, Его я буду называть, Попробуйте его показать. (педагог называет, а дети показывают в мимике настроение: Грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас)

А теперь пора пришла Общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду. (педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял». «нет», «да».

Подошла к концу разминка Постарались все сейчас. А теперь сюрприз ребята! В сказку приглашаю вас. (Автоматизация звука Р с применением театрализованной деятельности) Разыгрывание логосказки, используя шапочки Цель: автоматизация звука «Р» в словах, развитие словаря воспитатель: Сказка о том, как медведь воробья, сороку и ворону перехитрил. Как-то раз в лесной роще, в солнечный день сорока, ворона и воробей устроили спор. Кто из них лучше. Вокруг дерева кружат.

воспитатель : Ворона каркает: 1) Ворона: Кар- кар- кар. Я, ворона, раскованная, расторопная, я лучше всех. воспитатель: Сорока трещит: 1) Сорока: Тры- тры- тры! А я, сорока, красивая, говорливая, да про меня даже в сказках рассказывают.

воспитатель: Воробей чирикает: 1)Воробей: а я маленький, чик – чирикаю, я шустрый и дружный воспитатель: А ворона не унимается: 2)Ворона: Кар- кар- кар! И про меня, и про меня в сказках рассказывают!

воспитатель: Неподалеку под сугробами в берлоге мирно спал медведь. От громкого спора медведь проснулся и зарычал: 1) Медведь: Р- р –р! Эй, вы, пернатые, вы чего меня разбудили, растревожили? воспитатель: Ворона закаркала: 3) Ворона: Кар- кар- кар! Прости!

воспитатель: Сорока затрещала: 2) Сорока: Тры - тры- тры! Не огорчайся, не сердись. Мы просто поспорили. воспитатель: Воробей зачирикал 2)Воробей: мы поссорились

воспитатель: Ворона добавляет: 4) Ворона: Кар- кар- кар! Да, спор у нас, кто из нас лучше. Рассуди нас, ты ведь самый мудрый у нас в лесу!

воспитатель: Медведь поразмыслил и говорит. 2) Медведь: Все вы хороши, но вот кто из вас справится с трудным заданием, тот и лучше. Кто больше слов назовёт со звуком «Р»

воспитатель: Все птицы встрепенулись. 5) Ворона закаркала: друг, дружба…. 3)Сорока затрещала: гора, куры…. 3)Воробей зачирикал: нора, морда…. воспитатель: Послушал медведь и сказал: 3) Медведь: Все вы молодцы. Вы вместе справились с заданием, много слов знаете. А я пойду буду дальше спать.

3. Игра «Узнай, кто это?» Водящий описывает любого героя из сказки, а дети, по его описанию, догадываются, о ком идет речь. БУРАТИНО; СКОМОРОХ; БАБА-ЯГА; КАРЛСОН 1. Тренировка интонации: Новые тапки у моего Потапки - СКАЗАТЬ ОБЫЧНО, ВОПРОСИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, КАК РОБОТ (НО-ВЫ-Е ТА-ПКИ.) Фаина и Нина купили пианино. Над мухой у деда вновь победа. Попадает метко в пакет конфетка. IV. Дикция: Скороговорки и рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками) Говорит попугай попугаю: я тебя попугай попугаю. Попугай попугаю в ответ: попугай, попугай, попугай! У Вани фантик, У Фани бантик. Топали мы топали, дотопали до тополя. Дотопали до тополя, да ноги все оттопали. Зачем нужны средства выразительности Для актера-чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля. Для зрителя-чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства. (Физминутка) Раз, Два, три все за мной ка повтори: Птички прыгают, летают, «имитируют полёт» Птички песенки, поют. «поют» Птички крошки собирают, «собирают» Зернышки клюют. «клюют» Перышки почистили, «чистят» Клювики почистили, Дальше полетели «улетают» И на место сели. «садятся».

- Закончить свой мастер класс хотелось бы словами Бернарда Шоу «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работе»