«Планирование игровых занятий по формированию речевых умений и обогащению речевого опыта через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».
статья

Одной из важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и получать новые знания. А одним из факторов развития речи выступает речевая активность, которая подразумевает сформированные речевые умения и богатый речевой опыт ребенка. Ведь «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи» (М.Р. Львов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Сообщение на тему:

«Планирование игровых занятий по формированию речевых умений и обогащению речевого опыта через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».

Подготовила:

воспитатель И.А. Лесик,

первая категория.

Жиздра, 2022 г.

Одной из важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и получать новые знания. А одним из факторов развития речи выступает речевая активность, которая подразумевает сформированные речевые умения и богатый речевой опыт ребенка. Ведь «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи» (М.Р. Львов).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Речевое умение ребенка – это способность дошкольника осуществлять речевую деятельность на высоком уровне сознательно, которая будет связана с созданием нового.

Каждый ребенок имеет так называемый речевой опыт, т. е. опыт восприятия чьей-то речи (взрослого или сверстника) и построения и восприятия своей. Этот опыт может быть более глубоким и более поверхностным. Более глубокий связан не только с тем, что ребенок услышал какие-то высказывания, воспринял воздействие каких-то звуков, слов, интонаций, но и с тем, что услышанное и воспринятое он как-то оценил, сумел подключить к восприятию речи еще и ее анализ. Более поверхностный речевой опыт ограничивается восприятием.

Актуальный речевой опыт ребенка – это первичное овладение родным языком через «языкопользование» (по М.Р. Львову), т.е. в процессе общения.

Способность воспринимать и понимать речь окружающих (речевые умения), самостоятельное, разнообразное, инициативное использование речи в речевой практике (речевой опыт) в совокупности представляют устойчивое свойство личности ребенка – речевую активность.

Развитие речевой активности позволяет ребенку дошкольного возраста рассказывать о своих впечатлениях, обобщать собственные знания об окружающем мире. На основе речевой активности развивается поисковая и познавательная виды деятельности, формируется умение задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.

Для проявления речевой активности, по мнению исследователей (Л.А. Венгер, Д.Б. Годовикова, В.Б. Голицын, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), необходима потребность в новых впечатлениях. Для этого важно, чтобы работа по развитию речи проводилась одновременно и взаимосвязано с ориентировкой в окружающем, а также необходимо учитывать ведущую деятельность данного возрастного периода - игровую деятельность.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

В ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
              Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.


Требования к играм

К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

  • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
  • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
  • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
  • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Этапы работы с игровым материалом

В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

  1. Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
  2. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
  3. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:

  • Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами и т. п.
  • Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.
  • Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).

Рекомендации к проведению

Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Внимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты: ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.
  • При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
  • Стремитесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

Сюжетно-ролевая игра так же имеет большое значение для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры взрослый много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Педагог всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Некоторые игры и занятия с детьми начинаем с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводим такие игры, например, «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.

Одно из направлений работы – расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого используем лексико-грамматические игры, например: «Наоборот», «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Отбираем игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать.  Роль ведущего в играх чаще поручаем кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Широко используем в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого   внимания   и   умственного   напряжения.    Например, дидактическая игра «Не ошибись». Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно - в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов или взрослых. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.

3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.

4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин. М.: Диалог, 2013. 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности и сюжетно - ролевой игры"

Тема развития речи довольно остро стоит в группе любой направленности. Существует множество форм и методов работы по этому направлению. Меня интересует театрализованная деятельность дошкольников, поэт...

"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...

Конспект на тему «Развитие и обогащение игрового опыта через театрализованную деятельность» в младшей группе .

Конспект на тему «Развитие и обогащение игрового опыта через театрализованную деятельность» в младшей группе .Выполнила :          воспитатель    ...

Формирование детской инициативы средствами театрализованной деятельности. Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как способ реализации и поддержки инициативы у детей 2-3 лет".

Сюжетно-ролевая игра «Кошка и котята»Возрастная  группа детей:  младший дошкольный возраст.Цель:  формирование у детей инициативности через игровую  деятельно...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...