Профилактика нарушений личностного развития у детей-логопатов
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В данной статье раскрыты причины коммуникативных проблем ребенка. Большое внимание уделено играм для снятия психоэмоциональной напряженности, внутренней тревожности и агрессии. В эти игры могут играть дети со взрослыми или со своими сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений личностного развития у детей-логопатов

      В настоящее время проблеме развития личности ребенка уделяется большое внимание в педагогической и психологической литературе. О развитии личности ребенка мы судим по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение).

      Наиболее часто педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье. Кроме того, не всегда понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, т.к. на него не обращают внимания.

      Прежде чем помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – вот некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

      Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, дефицитом внимания. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

       На особенности общения влияет также тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.

      Все это в наибольшей степени присуще детям с нарушениями речи. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушения коммуникативной сферы. Сначала ребенок совершенно нормально общается с другими детьми, а потом мы начинаем замечать, что он все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти на прогулку и в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его. А иногда еще и взрослые подливают масла в огонь, говоря при других детях о речевом недостатке ребенка. Такой ребенок может быть повышенно агрессивен или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками он боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Ребенок старается вообще избегать общения со сверстниками, либо вступает в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы, поэтому старается избегать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности.

      Учитывая то, что психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, основной формой психокоррекционой работы с такими детьми является игровая деятельность, в которой происходит и обучение, и развитие ребенка.

      Очень интересны игры с «Пиктограммами», изображающими лица людей в различных эмоциональных состояниях. Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детей просят помочь людям, найти и собрать их фотографии. После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника – свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

      Есть ряд упражнений, способствующих осознанию своего эмоционального состояния: «Рисуем эмоции пальцами», «Музыка и эмоции».  Можно провести игры на снятие страхов и повышение уверенности в себе, на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций. Это такие

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...

Развитие речи детей - логопатов через изобразительную деятельность.

В настоящее время очень остро стоит проблема развития речи у детей с ОНР. Учитывая то, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи, у них возникают эмоции, которые о...

Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов.

Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов....

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»Одно из самых закоренелых итруднопреодолимых представленийо педагогическом процессе заключаетсякак раз в убеждении, что процесс этотдолжен протек...

Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития.

В статье представлены формы и методы психокоррекционной работы по преодолению нарушений в личностном развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Нарушение личностного развития в детском возрасте.

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных...