Родительское собрание
консультация (подготовительная группа) на тему

Галкина Раиса Анатольевна

Родительское собрание на тему готовности детей к школе 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranieno3.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Подготовка к школе»

Форма проведения: семинар-практикум.

- Что является важным к подготовке к школе?

- Влияние развития мелкой моторики на подготовку руки ребенка к письму.

- Способы и приемы развития мелкой моторики с помощью игр и упражнений.

- Работа в командах «Качества будущего первоклассника».

- Полезные советы и рекомендации «Что должен уметь ребенок 1 сентября». (Целевые ориентиры ФГОС ДО. Памятка.)

Повестка собрания

  1.   Влияние развития мелкой моторики на подготовку руки ребенка к письму.
  2.   Способы и приемы развития мелкой моторики с помощью игр и упражнений.
  3. Безопасность детей в быту и на улице. (Весенний период.)

Ход родительского собрания

Тема собрания: «Подготовка к школе».

Мы расскажем вам о том, что «Писать красиво нелегко!» Первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

 Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Психологи отмечают, что у детей 5-7 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, по - над, около - внутри и т.д. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей  рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради.

Ещѐ мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи:

- во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

- во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.

Семинар-практикум

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

 Пальчиковая гимнастика.

 Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным

материалом.

 Занятия с пластилином.

 Шнуровки. Застѐжки.

 Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

 Игры с мозаикой. Пазлы.

 Вырезание ножницами.

 Рисование различными материалами

- ручкой, простым карандашом,

цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

 Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.

 Графические упражнения. Штриховка.

 Раскрашивание картинок в книжках - раскрасках.

Пальчиковая гимнастика: ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать

речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук

приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковые игры: это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

(Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.) Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Вырезывание ножницами: предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые.) Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.

Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих

первоклассников.

Рисование, раскрашивание: необходимо учить детей раскрашивать

аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание,  как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических

правил. Вместе с тем, оно способствует развитию согласованных действий

зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного

аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и

при письме. Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными

карандашами, мелом) требует различной степени нажима.

Тренировочное рисование: представляет собой систему графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук, в которых задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения обычно представляют собой работу с сюжетными рисунками и вызывают у детей интерес.

Трафарет: способствует воспитанию правильного движения. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур в регуляции моторики руки, развитии мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного итого же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение: развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения. Штриховка: выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать

линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.

Правила штриховки:

 Штриховать только в заданном направлении.

 Не выходить за контуры фигуры.

 Соблюдать параллельность линий.

 Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Работа над графическими упражнениями включает в себя: проведение прямых горизонтальных линий ставит перед ребёнком задачи сохранения параллельного направления линии и совершенствования пространственных ориентировок. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какой-либо путь, а вертикальная - продолжение какого-либо рисунка, например стебель цветка; проведение наклонных линий; ломаных (по опорным точкам), волнистых линий; штриховку (штриховку необходимо осуществлять только в заданном направлении, соблюдать равное расстояние между линиями и не заходить за контур); соединение разноудалённых точек (сначала точки располагаются на расстоянии 2 – 3 см друг от друга, а затем это расстояние и число точек увеличивается);  рисование дуг (формирование умения регулировать размах движений); изображение геометрических фигур (начиная, с попарного соединения точек, образующего верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем правую и левую стороны).

При выполнении специальных графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений

Лепка: способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, корригирует нарушение узнавания предметов по мышечно-суставному чувству

Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о форме и цвете. Этот вид деятельности доступен детям, имеющим низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.

Все приведенные приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют  развитию  не  только  мышц  кисти,  их  координации,  но  и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

И.И.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Но работа по формированию готовности к письму должна проводиться регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий (упражнений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...