Список рекомендуемой литературы для старшей и подготовительной групп
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Филиппова Татьяна Александровна

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет

Формирование интереса и потребности в чтении. 
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). 
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. 
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. 
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. 
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. 
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Русский фольклор. 
Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Никоденька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...»; «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»; «Ранним-рано поутру...»: «Грачи-киричи...»;«Уж ты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка- ласточка...»: «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».
Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира 
Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). 
произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный.«Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М.Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто. «Веревочка». 
Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга». 
Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик». 
Произведения поэтов и писателей разных стран.
Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. 
Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Для заучивания наизусть. «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня». 
Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром». 
Дополнительная литература. 
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки». 
Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина. Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов». 
Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,..»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта». Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

 

 

 

 

Подготовительная к школе группа. Список литературы для детей 6-7 лет

Формирование интереса и потребности в чтении. 
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. 
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. 
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. 
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). 
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. 
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Примерные списки произведений для чтения детям.

Русский фольклор. Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла ..»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка ..»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил – вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята». 
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой. Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм.,обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка,»; П. Соловьева. «Денъиночь»;Н. Рубцов. «Про зайца»; Э.Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке». Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик- годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по- своему». 
Произведения поэтов и писателей разных стран 
Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косого...»), пер. с англ. Г. Кружкова. 
Литературные сказки. Х.-К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской. 
для заучивания наизусть (по выбору воспитателей) Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя). для чтения в лицах К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л.Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкиндом» (отрывки). 
Дополнительная литература 
Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева. 
Поэзия. «Вот пришло и лето красное...», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы...» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет. «Что за вечер...» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон »; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «ИванТоропышкин»;М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел». 
Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.

 

 

 

 

 

 

 

Почитаем вместе!

дети читаютУважаемые родители!

Как известно чтение - очень полезно, особенно для детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию речи, воображения, концентрации внимания. Невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего детства.

Прочтенная мамой или папой сказка, детские стишки или интересный рассказ – прекрасный способ не только заложить в малыша доброе и светлое. Есть еще несколько очень важных для детского развития эффектов от этого процесса:

•  чтение вслух вводит ребенка в мир звуков и родной речи, и чем раньше и чаще его туда вводить, тем раньше и четче он начнет разговаривать;
• чтение значительно стимулирует развитие памяти маленького слушателя, а также расширяет его словарный запас;
•   эмоциональное, интонационно окрашенное чтение способствует правильному развитию слуха малыша, а также развитию эмоциональной и социальной сфер восприятия;
• книга, прочтенная вслух, для ребенка является прекрасным инструментом для формирования пространственного мышления, логики, фантазии. Она знакомит малыша с основами построения историй и окружающего мира;
•   хорошая, добрая сказка поможет заложить у ребенка понятия добра и зла, и их взаимодействия;
• ребенок, которому родители часто читали книжки, имеет больше шансов легко освоить азы самостоятельного чтения;
•  такие сеансы совместного чтения помогают привить любовь ребенка не только к чтению, но и к самой книге, как к источнику новых знаний и впечатлений;
•  пожалуй, самый главный плюс чтения вслух – именно совместно проведенное с ребенком время. Это самая ценная и незаменимая для малыша составляющая процесса, поскольку он всегда рад вниманию и возможности пообщаться с любимыми мамой или папой. Поэтому активно привлекайте к чтению и последнего.

Цели и задачи, решаемые при чтении художественной литературы в дошкольном возрасте:

  • воспитание интереса и любви к чтению;
  • развитие литературной речи.
  • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста по темам периодов

 Темы периодов по программе "От рождения до школы" можно посмотреть здесь.
 

Тема периода

Литература для чтения детям

День знаний

А. Барто «В школу», В.Берестов «Перед первым сентября», М. Пляцковский «Чему учат в школе».

День города

И. Токмакова «Сентябрь», В. Степанов «Наш дом», Г.Ладонщиков «Родная земля».

Осень

М. Волошин «Осенью», А.Фет «Осыпал лес свои вершины», К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Листопад».

Мой город, моя страна, моя планета

С. Михалков «Гимн России», М.Матусовский «С чего начинается Родина?», З. Александрова «Родина».

День народного единства

Сборник стихов А.Толстого «Край ты мой, родимый край!», стихотворение М.Исаковского «Страна моя…», стихи О.Александровой «Герб России», «О российском флаге», «От границы до границы».

 

В мире животных

К. Коровин. «Белка» (в сокр.), А. Куприн. «Слон», Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», К. Ушинский. «Слепая лошадь», А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы), «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

День матери

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина, «Разговор о маме» Н.Саконская, «Посидим в тишине» Е. Благинина.

Новый год

С. Маршак «Декабрь», З. Александрова «Дед Мороз», О. Высотская «Новогодняя ёлка», С. Михалков «Под новый год», В. Берестов «Новогоднее происшествие», В. Сутеев «Ёлка».

Зима

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима-аукает», «Белая берёза». Н. носов «На горке», А.Блок «Снег да снег», Г. Скребицкий «Пушок».

День Защитника Отечества

С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В. Степанов «Суворовец», «Наша армия», «Праздничный салют», В.Берестов «Богатыри», Ю.Кушак «Игра в солдатики».

Международный женский день

О. Высотская «В марте есть такой денёк…», В. Берестов «Праздник мам», З. Петрова «Спасибо!».

Народная культура и традиции

Русский фольклор. Песенки. «Лиса рожью шла...», «Чигарики-чок-чигарок...», «Идет матушка-весна...». «Снегурочка» (по народным сюжетам). «Белая уточка», рус. нар. сказка.

Весна

Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Майков «Весна», И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает», С.Есенин «Черёмуха», А.Барто «Весенняя гроза».

День космонавтики

А. Хайт «По порядку все планеты …», Р. Алдонина «Комета»; А.Усачёв «На луне жил звездочёт», Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост…», О. Ахметова «В космосе так здорово!», В. Степанов «Юрий Гагарин», Н. Носов «Незнайка на луне».

День Победы

Г.Лагздынь «Миру-мир!», Т. Белозёров «Майский праздник – День Победы…», Г. Ладонщиков «Вместе с дедушкой», В. Степанов «Приходят к дедушке друзья», С. Михалков «День победы». Е. Воробьев. «Обрывок провода».

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

С. Михалков «Чистописание», Э. Мошковская «Бант», Я.Аким «В нашем классе ученица», Н. Саконская «Мы любим нашу школу». А. Пантелеев «Буква «ты»».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендация для родителей43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет

Формирование интереса и потребности в чтении. 
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). 
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. 
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. 
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. 
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. 
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Русский фольклор. 
Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Никоденька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...»; «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»; «Ранним-рано поутру...»: «Грачи-киричи...»;«Уж ты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка- ласточка...»: «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».
Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира 
Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). 
произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный.«Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М.Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто. «Веревочка». 
Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга». 
Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик». 
Произведения поэтов и писателей разных стран.
Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. 
Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Для заучивания наизусть. «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня». 
Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром». 
Дополнительная литература. 
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки». 
Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина. 
Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов». 
Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,..»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта». Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Подготовительная к школе группа. Список литературы для детей 6-7 лет

Формирование интереса и потребности в чтении. 
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. 
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. 
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. 
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). 
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. 
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Примерные списки произведений для чтения детям.

Русский фольклор. Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла ..»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка ..»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил – вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята». 
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой. 
Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм.,обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка,»; П. Соловьева. «Денъиночь»;Н. Рубцов. «Про зайца»; Э.Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке». Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик- годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по- своему». 
Произведения поэтов и писателей разных стран 
Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косого...»), пер. с англ. Г. Кружкова. 
Литературные сказки. Х.-К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской. 
для заучивания наизусть (по выбору воспитателей) Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя). для чтения в лицах К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л.Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкиндом» (отрывки). 
Дополнительная литература 
Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева. 
Поэзия. «Вот пришло и лето красное...», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы...» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет. «Что за вечер...» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон »; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «ИванТоропышкин»;М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел». 
Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.

Почитаем вместе!

дети читаютУважаемые родители!

Как известно чтение - очень полезно, особенно для детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию речи, воображения, концентрации внимания. Невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего детства.

Прочтенная мамой или папой сказка, детские стишки или интересный рассказ – прекрасный способ не только заложить в малыша доброе и светлое. Есть еще несколько очень важных для детского развития эффектов от этого процесса:

•  чтение вслух вводит ребенка в мир звуков и родной речи, и чем раньше и чаще его туда вводить, тем раньше и четче он начнет разговаривать;
• чтение значительно стимулирует развитие памяти маленького слушателя, а также расширяет его словарный запас;
•   эмоциональное, интонационно окрашенное чтение способствует правильному развитию слуха малыша, а также развитию эмоциональной и социальной сфер восприятия;
• книга, прочтенная вслух, для ребенка является прекрасным инструментом для формирования пространственного мышления, логики, фантазии. Она знакомит малыша с основами построения историй и окружающего мира;
•   хорошая, добрая сказка поможет заложить у ребенка понятия добра и зла, и их взаимодействия;
• ребенок, которому родители часто читали книжки, имеет больше шансов легко освоить азы самостоятельного чтения;
•  такие сеансы совместного чтения помогают привить любовь ребенка не только к чтению, но и к самой книге, как к источнику новых знаний и впечатлений;
•  пожалуй, самый главный плюс чтения вслух – именно совместно проведенное с ребенком время. Это самая ценная и незаменимая для малыша составляющая процесса, поскольку он всегда рад вниманию и возможности пообщаться с любимыми мамой или папой. Поэтому активно привлекайте к чтению и последнего.

Цели и задачи, решаемые при чтении художественной литературы в дошкольном возрасте:

  • воспитание интереса и любви к чтению;
  • развитие литературной речи.
  • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста по темам периодов

 Темы периодов по программе "От рождения до школы" можно посмотреть здесь.

Тема периода

Литература для чтения детям

День знаний

А. Барто «В школу», В.Берестов «Перед первым сентября», М. Пляцковский «Чему учат в школе».

День города

И. Токмакова «Сентябрь», В. Степанов «Наш дом», Г.Ладонщиков «Родная земля».

Осень

М. Волошин «Осенью», А.Фет «Осыпал лес свои вершины», К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Листопад».

Мой город, моя страна, моя планета

С. Михалков «Гимн России», М.Матусовский «С чего начинается Родина?», З. Александрова «Родина».

День народного единства

Сборник стихов А.Толстого «Край ты мой, родимый край!», стихотворение М.Исаковского «Страна моя…», стихи О.Александровой «Герб России», «О российском флаге», «От границы до границы».

В мире животных

К. Коровин. «Белка» (в сокр.), А. Куприн. «Слон», Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», К. Ушинский. «Слепая лошадь», А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы), «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

День матери

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина, «Разговор о маме» Н.Саконская, «Посидим в тишине» Е. Благинина.

Новый год

С. Маршак «Декабрь», З. Александрова «Дед Мороз», О. Высотская «Новогодняя ёлка», С. Михалков «Под новый год», В. Берестов «Новогоднее происшествие», В. Сутеев «Ёлка».

Зима

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима-аукает», «Белая берёза». Н. носов «На горке», А.Блок «Снег да снег», Г. Скребицкий «Пушок».

День Защитника Отечества

С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В. Степанов «Суворовец», «Наша армия», «Праздничный салют», В.Берестов «Богатыри», Ю.Кушак «Игра в солдатики».

Международный женский день

О. Высотская «В марте есть такой денёк…», В. Берестов «Праздник мам», З. Петрова «Спасибо!».

Народная культура и традиции

Русский фольклор. Песенки. «Лиса рожью шла...», «Чигарики-чок-чигарок...», «Идет матушка-весна...». «Снегурочка» (по народным сюжетам). «Белая уточка», рус. нар. сказка.

Весна

Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Майков «Весна», И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает», С.Есенин «Черёмуха», А.Барто «Весенняя гроза».

День космонавтики

А. Хайт «По порядку все планеты …», Р. Алдонина «Комета»; А.Усачёв «На луне жил звездочёт», Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост…», О. Ахметова «В космосе так здорово!», В. Степанов «Юрий Гагарин», Н. Носов «Незнайка на луне».

День Победы

Г.Лагздынь «Миру-мир!», Т. Белозёров «Майский праздник – День Победы…», Г. Ладонщиков «Вместе с дедушкой», В. Степанов «Приходят к дедушке друзья», С. Михалков «День победы». Е. Воробьев. «Обрывок провода».

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

С. Михалков «Чистописание», Э. Мошковская «Бант», Я.Аким «В нашем классе ученица», Н. Саконская «Мы любим нашу школу». А. Пантелеев «Буква «ты»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ:

Список литературы для детей средней группы по разделам...

Список художественной литературы для чтения в подготовительной группе

список художественной литературы для подготовительной группы...

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ:

- "Читать - это еще ни чего не значит, что читать и как понимать читаемое -вот в чем главное дело."(К.Ушинский)...

Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе

Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе...

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.

laquo;ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»Для старшей и подготовительной группы.(восприятие художественной литературы)Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решен...

Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе.

Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе....

Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе

Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе...