Консультация для родителей "Какие они, игры В.В.Воскобовича"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Франчук Татьяна Валентиновна

 

«Любите детство: поощряйте  его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир».

                                                                Ж.-Ж. Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kakie_oni_igry_voskobovicha.docx399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Какие они, игры В.В.Воскобовича»

 

Вячеслав Вадимович Воскобович ,в прошлом инженер-физик, живет в Санкт-Петербурге. Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.

      В Санкт-Петербурге создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

  • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у детей образного и логического мышления.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Особенности игр Воскобовича

 

Широкий возрастной диапазон участников игр.      Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность.     С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал.     С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки  в действительность.  Игры Воскобовича дают детям возможность проявлять творчество.

Сказочная  «огранка». Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Образность и универсальность.     Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.  

Эмоциональная культура игры. Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко.  

Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.  

Различные возможности использования. Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада,   в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строгий алгоритм и позволяет использовать ее в различных моделях образования.  

Методическое обоснование, апробация.
Игра - дело серьезное (хотя и веселое). Успешность любой разработки, любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее научной обоснованности, возможности методического описания и распространения. Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности мультимодульного использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов образовательного процесса. Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.

Описание игр:

                          C:\Users\Татьяна\Desktop\images.jpg          «Прозрачный квадрат»

Игра Прозрачный квадрат представляет собой несколько прозрачных пластин с затемненными фрагментами. Вы с ребенком отправитесь  в необыкновенное путешествие по Фиолетовому Лесу, увидите  Озеро Айс и узнаете много нового и интересного о геометрических фигурах, математических величинах, научитесь считать и стать обладателем великолепной памяти? Вместе с игрой "Прозрачный квадрат" все это станет возможным, да к тому же это будет очень интересно и увлекательно.

Прозрачный квадрат - это игра, в которой формируются почти все виды речевой деятельности. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает описательный или сюжетный рассказы, доказывает правильность своих решений.

Правила простые: необходимо накладывать пластинки друг на друга всей плоскостью и нельзя допускать пересечение цветных элементов.

Состав: 5 пластин "Прозрачный квадрат". Перед игрой необходимо разрезать большие пластины на квадраты.

C:\Users\Татьяна\Desktop\3319.jpgГеоконт

Геоконт представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные "динамические" резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Всего на доске Геоконт находится 33 гвоздика: один центральный черный, а остальные объединены в группы гвоздиков разных цветов, кроме верхних белых гвоздиков. Верхние белые гвоздики символизируют белый луч свет. По законам оптики белый цвет состоит из 7 цветов, соответствующих 7 цветам радуги. Поэтому белый верхний лучик, попав в центр доски Геоконта, то есть в черный гвоздик, "разделяется" на 7 лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой. Это удобно и для ознакомления ребенка с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: "Б", "К", "О", "З", "Г", "С", "Ф". И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например "О1" или "З4".

С помощью разноцветных резиночек можно познакомить ребенка с различными геометрическими понятиями. Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия - прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т.д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.

Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представленным в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Можно не просто составлять узоры, а по заданному воспитателем алгоритму. Воспитатель говорит ребенку имена гвоздиков, на которые следует одеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует результат. Например: "Ф4, Б4, З4, Г4".  Игровой набор Геоконта - это приложение к сказке, придуманной Воскобовичем. Это методическая сказка с названием, в котором зашифровано слово "геометрия": "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава". 

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

C:\Users\Татьяна\Desktop\26425_big.jpgКвадрат Воскобовича

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат изготовлен из плотной несыпучей ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика контрастных цветов. 
Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным. 
Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков.

Об этом квадрате обоснованно сказано "Великий квадрат не имеет предела". В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

C:\Users\Татьяна\Desktop\017-06-07_в_17.54.54.png«Чудо-крестики 1,2» C:\Users\Татьяна\Desktop\01e1a973-aa99-11e3-8c0a-90f652e28205.png

«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое, путем наложения на схемы. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала предметы, транспорт , башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

                C:\Users\Татьяна\Desktop\8972.jpg    «Чудо-соты1» C:\Users\Татьяна\Desktop\Albom_figyrok_k_igre_ChydoSoti_1_o.jpeg

Это развивающее пособие представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающими соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – геометрических фигур. Ребенок сможет играть, собирая все соты воедино в рамке или конструируя из них всевозможные фигуры и силуэты. Предметы можно складывать по предложенной схеме или придумывать их самому.

Готовые фигуры можно будет обвести карандашом по контуру, а затем разукрасить получившееся изображение. Обрисовка задействует обе руки ребенка, активизируя тем самым левое и правое полушарие мозга. Это особенно важно для тренировки моторно-зрительной координации дошкольника.

Игрушка тренирует тактильно-осязательные анализаторы, мелкую моторику, развивает воображение и творческие способности, совершенствует речь, внимание, память и пространственное мышление, способность анализировать и принимать самостоятельные решения. Помогает освоить начальные логико-математические понятия: количественный счет, соотношение целого и части, пространственные отношения предметов.

 

      C:\Users\Татьяна\Desktop\1275.jpg «Игровизор»

Игра представляет собой 2 листа формата А4 скрепленных между собой по верхнему краю пружиной. Верхний лист выполнен из прозрачной пленки. Нижний лист картонный, верхняя его часть - клетчатое поле. Размер поля: 20х24 клетки. Помимо игрового поля, в состав входит маркер на водной основе. Таким маркером можно писать на пленке, а затем стирать написанное тряпкой или салфеткой и вновь рисовать. Используя такое пособие, можно придумать множество игр: - рисовать графические диктанты: взрослый диктует рисунок по клеткам (2 вниз, 3 влево, 1 вверх ...), а ребенок зарисовывает - познакомить ребенка с понятиями центральная и осевая симметрия - дорисовывать симметрично половинки рисунков - придумывать собственные рисунки и орнаменты - использовать пособие, как пропись - использовать Игровизор при решении заданий в других пособиях, для этого нужно просто положить прозрачный лист игровизора поверх страницы с заданием и можно приступать к решению. Ребенок будет писать на пленке, а потому само задание останется чистым и через некоторое время можно будет вернуться к его выполнению. Игровизор - незаменимая вещь в дороге, он заменит альбом или тетрадку. Ввиду новизны и необычности, ребенку может больше понравится заниматься с игровизором, чем в обычной тетрадке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развивающие игры В.В. Воскобовича"

Консультация для родителей "Компьютер за и против"Развивающие игры В.В. Воскобовича"...

Консультация для родителей:"Развивающие игры В. В. Воскобовича"

Консультация для родителей, а также для всех,  кто интересуется играми В В. Воскобовича....

Консультация для родителей "Развивающие игры В.В. Воскобовича"

Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре....

Консультация для воспитателей. Развивающие игры В.В. Воскобовича

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенк...

Консультация для воспитателей «Развивающие игры В.В. Воскобовича»

Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это игровая технология («Сказочные лабиринты игры»), способствующая раскрытию каждой из пяти представленных в ФГОС областей...

Консультация для родителей по играм В. В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса»

Консультация для родителей по играм В. В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса»«Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать»Развивающие игры ВоскобовичаВячеслав Вади...