Психологические условия для формирования эмоционального благополучия детей
консультация на тему

Пруткая  Ирина Анатольевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психологические условия для формирования эмоционального благополучия детей.


1.Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей

2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

3. Одна из первых задач Стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

П. 3.2.5. Условиянеобходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

4. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

Положительное: постоянная забота, внимание к детям, тактичная помощь при затруднении. Использует вербальные и невербальные средства общения. Дает ребенку понять, что он ему не безразличен. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи.

2. Нестабильность: не проявляет в отношениях с детьми инициативы, не хватает чуткости к детям, педагогического такта. Ситуативность поведения при общей положительной эмоциональной окраски.

3. Отсутствие положительного эмоционального отношения родителей к детям: сухость в обращении, нечувствителены к настроению, переживаниям, эмоциональному благополучию детей.

• Безусловное принятие каждого ребенка взрослым

• Позитивность окружающей обстановки детей

• Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком

• Гибкий, личностно-ориентированный подход

• Тесное профессиональное сотрудничество всех специалистов

• Создание условий для раскрытий личностной индивидуальности  детей

• Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи

• Тактичное общение с ребенком

• Конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия

Всё это и есть обеспечение эмоционального благополучия ребёнка

6. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми

7. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА, НАУЧИТЬ ЕГО ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНО ПРОЯВЛЯТЬ ИХ - ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

8. Методические средства развития эмоциональной сферы детей

• Ролевые игры

• Коммутативные игры

• Творческие игры

• Упражнение на выражение эмоций и эмоциональный контакт

• Элементы психологического тренинга

9. игры и упражнение направленные на развитие эмоциональной сферы

• Игра «на полянке»

• Игра «секретики»

• Игра «чудесный сон котёнка» Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

• Игра «зеркало»

Взрослый передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать«Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

• Игра «испорченный телефон»

• Игра «Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

• Игра «Волшебная коробка».

Утром во время приёма беседуем, с детьми узнаем, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показывают коробку и объясняют, что она волшебная в неё можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагают сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней.

10. Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости используем психологические речевые настройки

- здравствуйте,мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно. А в нашей группе тепло, светло и весело. Ваша улыбка-солнышко, от которого становится тепло и хорошо, поэтому мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

11. Эмоциональная жизньэмоциональное благополучиеэмоциональноесамовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников воспитательно – образовательного процесса.

___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразит...

Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Выступление в   итоговом педагогическом  совещании по теме: “Формирование психофизического здоровья детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в  соответствии ...

Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком....

Консультация для родителей «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразовани...

«Арт-терапия как средство формирования эмоционального благополучия детей с ОВЗ»

Особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвит...