Консультация для родителей "Готовность к школе. Что это значит?"
консультация (подготовительная группа) на тему

Цель:  формировать систему педагогических знаний  у родителей по вопросу готовности детей к школьному обучению.

Дать понятия о составляющих школьной готовности (физическая, психологическая, эмоциональная, социально-коммуникативная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотая рыбка»

Консультация для родителей

Подготовительная группа

Воспитатель: Дадельцева А.М.

Цель:  формировать систему  педагогических знаний  у родителей по вопросу готовности детей к школьному обучению. Дать понятия о составляющих школьной готовности (физическая, психологическая, эмоциональная, социально-коммуникативная).

Что означает «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих: 1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера — а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота. Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах: 1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.

 2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.

 3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.

  1. Оценка базового опыта ребенка:

• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?

 • Был ли малыш в библиотеке?

• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

 • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

  1. Оценка физического развития:

 • Хорошо ли ребенок слышит?

 • Хорошо ли он видит?

• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

 • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

  1. Оценка эмоционального развития:

• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

 • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

  1. Оценка речевого развития:

• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

 • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

 • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?

• Четко ли ребенок выговаривает слова?

• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться:

• Включается ли ребенок в игру других детей?

 • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

 • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

  1. Оценка когнитивного развития:

• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?

 • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?

 • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?

• Может ли ребенок рифмовать слова?

• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

 • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

 Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

 В завершение хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Уважаемые родители, будьте терпимее к своим детям!

Дадельцева А.М., воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...