«Организация электронно-дидактических игр в семье»
консультация на тему

Сидорина Светлана Евгеньевна

Компьютер – предмет, который неодолимо притягивает внимание ребенка.

Дети растут и познают окружающий мир. Познают чаще всего неосознанно, на основе эмоций, ярких впечатлений и игровых моментов.

Особенно внимательно ребенок изучает "взрослый мир". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_igry.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация электронно-дидактических игр в семье»

Компьютер – предмет, который неодолимо притягивает внимание ребенка. Дети растут и познают окружающий мир. Познают чаще всего неосознанно, на основе эмоций, ярких впечатлений и игровых моментов. Особенно внимательно ребенок изучает "взрослый мир". Он подражает родителям, копируя их поведение, отношения с другими людьми. Малыш замечает, что родители работают или играют за компьютером и стремится подражать им. В данном случае компьютер интересный объект окружающего мира. Задача родителей и воспитателей сделать так, чтобы компьютер стал не навязчивой игрушкой, а инструментом для развития малыша. Инструментом мощным и на сегодняшний день наиболее современным, но максимальная отдача от него будет только в случае его правильного включения в эффективную систему развития. Важной проблемой является общение детей с компьютером в условиях семьи.

 Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют их дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Родители, знающие, чувствующие своего ребенка, могут ежедневно наблюдать те или иные изменения в развитии, воспитании, образовании ребенка. Именно родители будут определять программу использования компьютера и дозировку компьютерных средств обучения.

В детском саду планы и программы – непременный атрибут обучения. Специалисты никогда не занимаются с ребенком бессистемно. В таком случае домашнее обучение и развитие ребенка при помощи компьютера не должно быть пущено на самотек. Для того чтобы родители могли помочь ребенку в освоении компьютера, педагоги должны помочь родителям ознакомиться с нужной методической литературой по этому вопросу.

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, специалисты рекомендуют родителям выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Важно не перегружать детей.

Ребенку-дошкольнику необходимо сопровождение взрослого.

При неправильной организации и методике проведения знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх. Поэтому, то, какие цели ставит перед собой родитель, какими путями добивается их решения, определяет то воздействие, которое компьютер оказывает на ребенка.

Все занятия с детьми должны проходить в игровой форме, в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывать не только интерес, но и радость. Электронно-дидактические игры применяют, учитывая возможности ребенка, постепенно, поэтапно усложняя игру, последовательно переходят от элементарного к более сложным заданиям.

При выборе игры важно соблюдать следующие  рекомендации:

1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

2. Вводить новые понятия и правила для детей очень эффективно в форме стихов, чтобы облегчить запоминание трудных терминов и непривычных действий.

3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить.

4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

5. Создание обстановки психологического комфорта на занятиях. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих компьютерных игр.

6. Необходимо соблюдать возрастные нормы непрерывного пребывания за компьютером и не допускать перегрузки детей учебной работой, физического утомления.

Специалисты разделяют компьютерные игры на несколько типов, согласно их предназначению:

-  на развитие логического мышления и памяти ребенка

-  на развитие координации движений (мелкой моторики рук);

-  на развитие навыков счета и чтения;

-  на развитие фантазии и объемного восприятия;

-  на развитие художественного вкуса и  музыкального  слуха  ребенка.

Игры на развитие памяти. Дети еще не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления. А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания. Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры, а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.

Наиболее популярными из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в течении какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы, при этом все

картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают, расположить их по своим местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка. Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что

 это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира – это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли. Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Здесь хороши игры на нахождение логической пары или распределение предметов по какому-то принципу.

Игры на развитие памяти, логики, мышления могут заинтересовать не только детей, но и родителей. Эти занимательные игры помогут сформировать и закрепить навыки мышления, развить способность к запоминанию и анализу информации.

Также существуют электронно-дидактические игры, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких играх, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон.

Игры на развитие моторных реакций. В любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.

Рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка. Здесь могут помочь такие игры как: "Животные леса", "Времена года", "Лента времени". Полезны игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонаж (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере. Существует множество компьютерных игр, помогающих подготовить ребенка к школе, обучить и закрепить знания по школьным предметам. Эти игры автоматически определяют, в какой области ребенок ориентируются лучше всего, поэтому ему будет интересно самому показать героям, что и как надо делать. Закрепляя, таким образом, пройденный материал, ребенок почувствует себя знатоком.

Рекомендации для родителей по правильному и эффективному применению компьютерных игр для подготовки детей к школе.

- Необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Нужны игры, которые не будут его перегружать.

Надо знать своего ребенка и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить

 уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием

 компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите спокойные игры, в которых ему придется больше думать и меньше действовать. Разрешайте играть в игры с исследовательским содержанием, а не с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.

1. ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;

2. внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);

3. делает выводы из наблюдений;

4. действует в соответствии с полученными выводами;

5.в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим

Путем;

- Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность

 должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

- Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода –

- человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка. Совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.

- При неправильном подборе игр, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, проявляется такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в "уходе" в виртуальный мир компьютера.

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий и при этом подготовиться к школе, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. И главный принцип должен выполняться неукоснительно – нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям.

 Компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребёнка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению имеющихся знаний, умений и навыков.

Компьютерные игры интересны для детей, их содержание обобщает имеющиеся у них представления, и содержит новые сведения, которые помогают детям лучше ориентироваться в окружающем мире. Красочность и наглядность облегчают детям восприятие нового материала.

Электронно-дидактические игры носят развивающий и обучающий характер, соответствуют возрастным особенностям, могут помочь ребенку научиться читать, считать, познавать окружающий мир и помочь подготовиться к поступлению в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие Дорожная азбука.

Данная мультимедийное пособие разработано для проведения дидактической игры в подготовительной группе в рамках непосредственно образовательной деятельности «Здоровье», «Безопасность» и «Социализация»....

Электронное дидактическое пособие «Времена года»

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности....

Разработка электронного дидактического пособия «Насекомые

Данное Мультимедийные пособие помогает ознакомлению дошкольников с миром природы в старшей группы, в рамках старшей группы непосредственно образовательной деятельности «Познание», «Коммуникация», «Соц...

Электронное дидактическое пособие "Азбука юного пешехода"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Электронное дидактическое пособие. Дидактическая игра «Быстрее. Ярче. Теплее».

Интеллектуально-развивающая дидактическая игра для детей 6-7 лет. Образовательная область "Познание". Цель: упражнять в сравнении группы предметов по заданному признаку....

Электронная дидактическая электронная игра "Расставь домики по высоте"

В ходе игры дети закрепляют умение сравнивать предметы по высоте, располагать их в нужном порядке, сосчитывать и соотносить количество с цифрой....