« Игры по ранней коррекции речевого развития в домашних условиях»
консультация (младшая группа) на тему

Гончарова Наталья Владимировна

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще. В данной статье представлены игры, в которые вы сможете играть в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

« Игры по ранней коррекции речевого развития в домашних условиях»

Подготовила : учитель-дефектолог Гончарова Н.В.

  1. Не говорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же придётся.
  2. Проводите такие занятия как: ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ-…). Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?»). Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.
  3. Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».
  4. Уточняйте с малышом произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры [л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на шестом году жизни, и то после продолжительной предварительной работы.
  5. Игры по вызыванию звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у-…», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.
  6. Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный словарь ребёнка (при условии, что взрослый всё это будет называть и показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то «оречевлять», попытается составить простое предложение. А по приходу домой надо будет при непосредственном участии ребёнка что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ из двух-трех предложений.
  7. Игровые занятия по построению фразы (предложения) строятся так, чтобы максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для введение в речь ребёнка предлогов (В, ИЗ, ПО) предполагают выполнение инструкций: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку, по водичке». Песок понадобятся и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие): дом-домик, дерево-деревце, цветок-цветочек, собака-собачка и т.д Так вводятся в речь ребёнка слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся детям!
  8. Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».
  9. Проводя занятия с ребёнком, почаще обращайтесь к вещам и объектам, которые его окружают. Так, посвятив занятие домашним животным, обращайте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома, говорите, какую пользу приносят домашние животные. Не лишним будет подражать повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?», «Как лошадка цокает копытцами?». Работая по теме «Перелетные птицы», включите запись голосов перелетных птиц, рассмотрите картинки с их изображением, обсудите строение тела птицы. Очень благодатны для работы над речью темы «Овощи» и «Фрукты». У многих семей есть дачные участки, где растут овощи и деревья. Прибывая на даче, не забудьте всё это рассмотреть и обсудить с малышом, дайте ему попробовать свежие овощи и фрукты, покажите приготовление сока, различных блюд из овощей и фруктов. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.
  10. Родители знают, что на наших ладонях и стопах расположены биологически активные точки, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок в носочках ходит, держась за руку взрослого.
  11. Устройте для ребёнка (хотя бы раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?», «Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки». Эта предварительная работа необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления, активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать в соответствии с той лексической темой, которую вы отрабатываете на данной неделе. Например: по теме «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц), это сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя»; по теме «Домашние животные» (кошка, собака, петух, курица) – сказки «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» (К. Паустовского). Родители могут и сами сочинить сказку для своего крохи, так будет даже интересней. Во время представления куклы (оречевлённые взрослыми) обращаются к маленькому зрителю с вопросами по сюжету сказки. Это побуждает его к речевым высказываниям. Ребёнку очень нравится повторять за персонажами слова, слова песенок. Малыш должен свободно общаться с куклами и игрушками, танцевать с ними. Такие домашние спектакли всегда вызывают у малыша живой интерес. По окончании спектакля родителям следует побеседовать с ребёнком по его содержанию.

Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и сам научился ей пользоваться. Увеличился его словарный запас, а грамматическое оформление речи приблизилось к норме».

Занимайтесь и любите ваших детей. Если после трех лет ситуация не меняется, несмотря на все ваши старания, то индивидуальные занятия с логопедом вам помогут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания

В статье представлен материал по теме "Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания"...

Консультация для родителей: «Речевое развитие в домашних условиях»

Сегодня перед родителями, как никогда, остро стоит задача - создать условия для полноценного формирования речи ребенка. Одним из важных факторов является непосредственное участие мам и пап в развитии ...

Использование крупотерапии для речевого развития в домашних условиях.

Уже давно не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и реч...

Упражнения для речевого развития в домашних условиях. Для родителей и детей.

Различные виды упражниний на развитие речевого аппарата....

«Коррекция речевого развития дошкольников в условия логопедического пункта с применением здоровьесберегающих технологий»

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, различны...

Консультация для родителей:" Игры и упражнения для развития речевого дыхания в домашних условиях"

Консультация для родителей: " Игры и упражнения для развития речевого дыхания в домашних условиях"...