Главные вкладки

    Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
    методическая разработка на тему

    Егорова Марина Владимировна

    Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторики детей.

    Учитель – логопед Егорова М.В.

    Цель: повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми

    ЗАДАЧИ:

    • Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью  в преодолении речевого недоразвития.
    • Практическое занятие: Провести с родителями и детьми  игры и упражнения направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях.
    • Обсудить опыт работы по развитию мелкой моторики в семьях воспитанников.

    Введение в тему:

    Уважаемые родители, мы рады видеть вас на логопедическом тренинге! Спасибо, что уделили свое время для занятий с нами. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание. Ведь недаром говорят: «Развивая пальчики – развиваем речь» Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, а  центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.

    Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что пока ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.

    Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

    На основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность:

    • если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы;
    • если развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В.Фомина)

    В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    I часть мастер-класс для родителей от детей (теоретическая.)

    А играть мы будем вместе с детьми!(Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.)

     -Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.

    Игра – знакомство «Передай колпачок»

    Цель: формирование чувства единства, сплоченности, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.

    Ход игры: Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет  колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.д. Итак, начинаем! (Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.) - Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.

    Массаж поверхности ладоней шариками –ёжиками. «Самомассаж подушечек пальцев»                                  

    Ходит ёжик  без дорожек,

    Не бежит  ни  от   кого.

    С    головы   до  ножек,

    Весь в  иголках ёжик.

    Как  же  взять  его?

    «Самомассаж с прищепками»

    Самомассаж с прищепками: бельевой прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).                                Кусается сильно котёнок – глупыш,

    Он думает: это не палец, а мышь.

    Но я же играю с тобою, малыш!

    А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

    Работа с массажными колечками (Су-Джок)

    1,2,3,4,5 пальчики хотят играть,

    мы колечко взяли

    и на пальчик одевали.

    Раз –пальчик большой,

    Два-пальчик  указательный,

    Три-пальчик средний,

    он совсем не вредный,

    Четыре-безымянный,

    пальчик очень славный.

    Пять-мизинчик,

    маленький счастливчик.

    II часть Практическая часть - игры  в домашних условиях

    Разделение на две команды с помощью шариков из сухого бассейна по принципу «Чудесный мешочек».

    Игры-соревнования в командах:

    Игра 1. Золушка.

    Инструкция: перебрать крупу на две миски, например: 1 команда перебирает рожки и горох, 2 команда перебирает фасоль и ракушки

    Игра 2. «Игра с пуговицами».

    Для каждой команды даётся картинка – образец из пуговиц нужно выложить точно такую же.

    Игры с катушками

    Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток

    Игра 3. «Поиски клада».

    Инструкция: две банки наполненные крупой (пшеном), один из команды вытаскивает один предмет («Киндер-сюрприз»). Какая команда  быстрее отыщет весь клад.

    Игра 4. «Игра в снежки».

    Инструкция:  две корзины, бумага формата А4, необходимо смять лист (слепить снежок  и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину?

    Игра 5. «Пирамидка».

    Инструкция: чья команда быстрее соберёт свою пирамидку?

    Игра 6. «Рисование пластилином».

    Работа с пластилином очень полезна для развития силы кисти, особенно приёмы отщипывания, раскатывания между ладонями, вдавливание и другие.

    Инструкция: У каждой команды заготовлено картинка-трафарет, нужно её раскрасить пластилином.

    7. Игры с бусинками Игровая ситуация «Маша в гости собиралась…»

    Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,

    Туфли новые надела, долго в зеркало глядела.

    Причесалась не спеша, до чего же хороша!

    Бусы новые надела, застегнула неумело,

    Разбежались бусы вскачь, тише, Машенька, не плачь!

    Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

    Выполнение творческого задания.

    Изготовить картину в подгруппах, используя различные материалы (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить  –  получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте». 

    Ну, вот и закончилось наше совместное занятие! В эти игры вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – Вы с ребенком станете ближе друг другу.

    III часть - итоговая.

    Обсуждение предложенной темы. А сейчас предлагаю каждому рассказать: Какие игры есть у вас в доме для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук? Делаете ли вы с детьми поделки дома, и из каких материалов? - Мы ждём вас на следующем занятии.

    Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

     Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

    Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

    Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

    Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей по мелкой моторике рук для детей дошкольного возраста с использованием крупы, пуговиц, штриховки, тетрадей в клетку.Дорогие взрослые!Известно,что детская речь в большой степ...

    Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем тр...

    Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»

    Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»...