Границы родительского терпения, или Когда ребенок начинает понимать слово «Нет!»
консультация на тему
Границы родительского терпения, или Когда ребенок начинает понимать слово «Нет!»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Границы родительского терпения, или Когда ребенок начинает понимать слово «Нет!»
В свои первые несколько лет жизни ребенок познает возможности своего тела, а также насколько опасен мир вокруг него. Но ему еще не хватает зрелости, понимания возможных результатов своих действий и способности контролировать их. Когда малыш лезет пальцами в розетку, то это не от смелости и не от непослушания, а от неспособности предвидеть последующие результаты. Именно поэтому мы постоянно и неотлучно должны наблюдать за малышами.
То, что обычно кажется непослушанием и капризами, в большинстве случаев является попытками малыша стать более независимым. К концу первого года жизни дети начинают пытаться познать границы своих возможностей («Смогу я удержать чашку или уроню?»), вашего, родительского терпения («Можно ли бросить бутылочку на пол, или мама рассердится?»), и даже границы терпения других людей («Заплачет ли Ваня, если я сломаю его песочный замок?»). Именно посредством этих ужасных для родителей ежедневных баталий ребенок самоутверждается и развивает в себе чувство собственной значимости, уверенность в себе, целеустремленность, решительность, настойчивость – все то, что зачастую ошибочно принимается за упрямство.
Как родитель, вы должны определить, насколько можно поддерживать это настойчивое стремление ребенка к риску и опасностям, без того, чтобы поощрять нездоровое упрямство. И конечно, методы воспитания и установление ограничений зависят от возраста ребенка.
К 7-8 месяцам малыш уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово «Нет!». Но хотя ребенок в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены.
Правило № 1: Вы не можете воспитывать ребенка, сидя в кресле. Нельзя ожидать от годовалого ребенка того, что он будет следовать только словесным приказам. В большинстве случаев вам придется отвлекать его внимание или просто оттаскивать его от опасного места. Скажите строго «Нельзя!», если ситуация действительно опасна (например, ребенок лезет в электрические провода), добавьте лицу испуганное выражение. А затем возьмите ребенка и уведите его от опасного места. Внимание самых маленьких детей может отвлечь любое яркое цветовое пятно или громкая музыка.
Для маленького ребенка риск – это игра. Он направляется к балконной двери. Вы кричите «Нет!». Он берется за ручку балконной двери. Вы бросаетесь к нему и оттаскиваете от балкона. Он вопит и дрыгает ногами. Вы отпускаете его, он опять бежит к балкону. Что может быть веселее этой игры? Малыши обожают подобные игры. Но почему-то мама играет в них с ним только рядом с опасными объектами.
Правило № 2. Почаще играйте с ребенком в подобные «догонялки», но с безопасными предметами и с другим, не сердитым, а веселым настроением. Очень скоро малыш поймет разницу и будет улавливать нюансы выражения вашего лица.
К тому времени, когда ребенок достигает возраста 1,5-2,5 лет, то есть когда начинает ходить и говорить, эти два достижения навсегда меняют его и ваш мир. Это возраст, когда малыш «лезет во все». Это означает, что в это время он максимально тестирует «на прочность» границы своего мира, а значит, от родителей требуется окончательное установление границ разрешенного и неразрешенного. Только помните, что большинство поступков вашего ребенка в этом возрасте мотивируется интеллектуальным любопытством, а отнюдь не желанием свести вас с ума, не упрямством и не капризами. Даже тогда, когда он рисует вашей помадой «картины» на стене!
Отношение к поведению ребенка во многом определяется настроением в данную минуту его родителей. Одно и то же поведение может расцениваться как смелое и независимое, когда мы в хорошем настроении («Давай, сынок, попробуй съехать с горки сам!»), и как упрямое или агрессивное, когда мы сами не в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь упасть?!»). Постарайтесь воспринимать любую ситуацию с ребенком младше трех лет с терпением и чувством юмора, независимо от собственного настроения. Не следует повышать голоса. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию.
Правило № 3. Любые правила поведения и ограничения надо доводить до ребенка без гнева и обязательно предлагать приемлемую альтернативу запрещаемым действиям («На обоях рисовать нельзя – давай порисуем в альбоме»).
Постепенно, в возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично контролировать свое любопытство. Начиная с этого возраста, он испытывает родительское терпение уже не столько стремлением к риску, сколько капризами «Купи!», обычно на публике. Что же делать, когда в каком-нибудь торговом центре наш ребенок становится центром внимания ужасающихся и жалеющих нас покупателей? Как справиться с орущим, падающим на пол и дрыгающим ногами нашим драгоценным чадом?
Быстро и хладнокровно разберитесь в причинах. Почему ребенок вдруг закапризничал? Понравившаяся игрушка – лишь повод. В чем же главная причина каприза? Может быть, потому что малышу жарко, он хочет пить или слишком устал, причем усталость может быть как физическая, так и эмоциональная. Ребенку, даже и не самому маленькому, трудно долго находиться среди толпы.
Постарайтесь сменить обстановку, если ребенок долго не успокаивается. Лучше всего увести его в малолюдное тихое место. Перемена обстановки, как правило, очень хорошо отвлекает внимание ребенка. Если вам пришлось отложить при этом свои покупки, ну что ж поделать, в жизни случаются вещи и похуже, в конце концов, ребенок важнее.
Дайте понять ребенку, что вы его любите, но его поведение неприемлемо. Ребенок должен понять, что существует «правильное» и «неправильное» поведение. Плохое поведение всегда приводит к неприятным последствиям. Например, вам придется уйти из парка или с чьего-либо Дня рождения. Если ребенок осознает, что плохое поведение так или иначе наказуемо, он будет стараться удерживать себя в определенных рамках.
Автор: Марина Аль-Рабаки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как вести себя родителям,когда ребенок начинает посещать детский сад
Как надо вести себя родителям, когда ребёнок впервые начал посещать детский сад.-Настройте ребёнка на доброжелательный лад. Внушите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Когда нужно начинать отучать ребенка, спать в родительской постели.
Отучать ребенка спать в родительской постели необходимо постепенно. Лучше, если этот процесс начинается в возрасте 2-3 лет. Именно этот период соответствует кризису самостоятельности, когда ребен...

Когда ребенок начинает различать цвета?
Когда ребенок начинает различать цвета?Учим цвета во время повседневных игр и прогулокКак научить ребенка различать цвета:Сортировка по цветуИгры из серии "Подбери пару"Цветное лотоЦветные д...

Расстройство рецептивной речи. Когда ребенок не понимает инструкцию взрослого.
Что это такое? Что с этим детлать и куда обращаться?...

Почему ребенок не понимает слово «нет»? Учимся принимать отказы
Каждый родитель оказывался в ситуации, когда ребенок просит то, что ему нельзя — съесть еще одну конфету, посмотреть мультики перед сном, купить новую игрушку или пойти гулять. А в ответ на спок...

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ХИТРИТЬ И ИЗБЕГАТЬ ПРОСТЫХ ДЕЛ
Первое и самое важное – не принимайте это на свой счет и не злитесь. Ваш ребенок не становится «плохим» или «ленивым». Он вступает в фазу естественного развития, где пров...
