Расстройство рецептивной речи. Когда ребенок не понимает инструкцию взрослого.
статья по психологии

Максакова Марианна Федоровна

Что это такое? Что с этим детлать и куда обращаться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasstroystvo_retseptivnoy_rechi.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Когда ребенок не понимает инструкцию взрослого. Что это?

Расстройство рецептивной речи — это состояние, при котором ребёнок испытывает трудности в восприятии и понимании устной речи. При таком расстройстве ребёнок не понимает простые инструкции, слова или фразы, которые ему говорят окружающие. 

Некоторые причины расстройства рецептивной речи у дошкольников:

  • Возрастные особенности. У некоторых детей развитие рецептивной речи может происходить медленнее, чем у сверстников.
  • Слуховые нарушения. Проблемы со слухом могут значительно повлиять на восприятие речи.
  • Нарушения развития. Коммуникативные расстройства, такие как аутизм или специфические нарушения речевого развития, могут затруднять понимание речи.
  • Когнитивные трудности. Проблемы с вниманием, памятью или общим развитием могут препятствовать пониманию языка.
  • Социальные и эмоциональные факторы. Тревога, депрессия или социальная неадаптивность могут влиять на способность ребёнка воспринимать и обрабатывать речевую информацию.

При подозрении на расстройство рецептивной речи у ребёнка необходимо обратиться к специалисту — неврологу или психиатру. Они проведут необходимые оценки и, при необходимости, разработают программу коррекционной работы.

Некоторые рекомендации для родителей детей с расстройством рецептивной речи:

  • Обеспечить условия для развития. Регулярно c ребёнком гулять наблюдая за окружением, совместно читать лёгкие рассказы с картинками, проводить обучающие занятия.
  • Составлять фразы из слов, доступных для понимания ребёнка. Например, заменить предложение «пойдем откроем дверь» простым словом «дверь».
  • Ограничить просмотр телевизора. Ребёнок будет запоминать случайные слова и фразы из рекламы и мультиков, что затруднит его обучение. Не перегружать не нужной информацией.
  • Обеспечить ребёнку чувство защищённости и взаимопонимания. Исключить наказания за проступки.
  • Обращаться к ребёнку, соблюдая определённые правила. При разговоре смотреть малышу в лицо в глаза, говорить максимально короткими фразами, произносить слова громко, ясно и чётко, указывая на называемый предмет.

Коррекцией расстройства рецептивной речи занимаются разные специалисты, среди них:

  • Невролог. Проводит обследование головного мозга и нервной системы, выявляет повреждения или нарушения, которые могли вызвать проблему.
  • Логопед. Помогает восстановить и развить речевые навыки. При расстройстве рецептивной речи логопед занимается упражнениями на понимание слов, предложений и их смысла.
  • Нейропсихолог. Работает над восстановлением когнитивных функций мозга, таких как память, внимание и восприятие.
  • Психолог. Помогает справиться с эмоциональными трудностями, которые возникают на фоне болезни.
  • Отоларинголог (ЛОР). Занимается проверкой слуха и исключает возможные заболевания ушей, которые могут влиять на восприятие речи.
  • Реабилитолог. Помогает организовать комплексное восстановление пациента после инсультов или травм, если они стали причиной расстройства рецептивной речи.
  • Терапевт. Врач общего профиля, который направляет пациента к узким специалистам и контролирует общее состояние здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.

Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ. Цель: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ;- побуждать близких ре...

Программа тематического тренинга для родителей дошкольников «Когда ребенок сводит взрослого с ума»

Программа тематического  тренинга    для  родителей  дошкольников«Когда  ребенок  сводит   взрослого  с  ума»Цели:Повысить родит...

Границы родительского терпения, или Когда ребенок начинает понимать слово «Нет!»

Границы родительского терпения, или Когда ребенок начинает понимать слово «Нет!»...

Статья "Когда ребенку интересно общаться со взрослыми"

Рекомендации с описанием личного опыта в общении с детьми 3-7 лет....

Как вести себя взрослым, когда ребенок играет

Как вести себя взрослым, когда ребенок играет? Многие взрослые задаются этим вопросом, но не каждый знает, что ребенку необходима помощь в этом, на первый взгляд, легком деле....

Советы для родителей "Что делать взрослым, когда ребенок играет"

Практические рекомендации для родителей дошколят...

Когда ребенок понимает только крик

Рекомендации родителям...