Памятка для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Козина Ольга Викторовна

Советы родителям по развитию речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ.

Для обогащения словарного запаса, формирования правильного грамматического строя и развития связной речи можно предложить ребёнку следующие задания (словесные игры):

- «Назови как можно больше». Предложите ребёнку вспомнить и назвать как можно больше предметов по заданной лексической теме. Например: «Назови как можно больше овощей» - «Помидор, огурец, перец, баклажан, лук, капуста, кабачок, чеснок …»

- «Назови признак предмета» (упражняем ребёнка в подборе к данным предметам слов-признаков, характеризующих цвет, форму, размер или величину, материал (из чего изготовлен). Например: «Что можно сказать о яблоке, какое оно?» - «Круглое, зелёное, сочное, твёрдое, гладкое, полезное, спелое …» и т. д. «Что можно сказать о зайце, он какой?» - «Серый, пушистый, трусливый, маленький …» и т.д.

- «Назови действие предмета» (упражняем ребёнка в подборе слов-действий к данным предметам). Например: «Что может делать зайчик?» - «Прыгать, прятаться, спать, есть, грызть, убегать, сидеть …» и т.д. «Что можно делать с яблоком?» - «Есть, сорвать, вымыть, откусить, положить, взять, спрятать, купить, уронить …» и т.д.

- «Один – несколько» (упражняем ребёнка в умении называть предмет во множественном числе). Например: «Один стол, а если их несколько, то это …» - «Столы»; «Одна кошка, а если их несколько, то это …» - «Кошки».

- «Один – много» (упражняем ребёнка в умении называть предмет во множественном числе родительного падежа). Например: «Один стол, а много чего?» - «Столов»; «Одна кошка, а много кого?» - «Кошек».

- «Есть – нет» (упражняем ребёнка в умении называть предмет в единственном числе или во множественном числе родительного падежа, а также в умении использовать в речи союз «а»). Вы говорите, что у Вас есть, а ребёнок говорит, что этого у него нет. Например: «У меня есть мяч» - «А у меня нет мяча»; «У меня есть карандаши» - «А у меня нет карандашей».

- «Сосчитай-ка» (упражняем ребёнка в умении согласовывать в речи числительные с существительными, а также в умении называть предмет во множественном числе родительного падежа). Предложите ребёнку сосчитать предметы до десяти (или хотя бы до шести-семи), следите за правильным называнием числительных и окончаниями существительных. Например: «Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов, шесть лимонов …»; «Одна слива, две сливы, три сливы, четыре сливы, пять слив  , шесть слив   …»; «Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок  , шесть яблок …».

- «Уменьши предмет» (упражняем ребёнка в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Например: «Как можно назвать маленький стол?» - «Столик»; «Как можно назвать маленькое яблоко?» - «Яблочко».

- «Увеличь предмет» (упражняем ребёнка в умении образовывать существительные с помощью увеличительных суффиксов). Например: «Как можно назвать большой дом?» - «Домище»; «Как можно назвать большую руку?» - «Ручища».

- «Скажи наоборот» (упражняем ребёнка в умении подбирать слова-антонимы, т.е. слова противоположные по значению). Например: «Мы говорим «длинный шарф», а если наоборот, то мы скажем …» - «Короткий шарф»; «Мы говорим «убегать», а если наоборот, то мы скажем …» - «Прибегать».

- «Скажи по-другому» (упражняем ребёнка в умении подбирать слова-синонимы, т.е. слова близкие по значению). Например: «Подумай, как по-другому сказать про большой дом?» - «Огромный дом, громадный дом, гигантский дом …»; «Как по-другому сказать «бежать»?» - «Нестись, мчаться …»; «Как по-другому можно назвать доктора?» - «Врач, лекарь».

- «Составь предложение». Предложите ребёнку составить предложение: а) с одним из слов-предметов по теме, например: «Составь предложение со словом «лимон». – «Мама купила в магазине лимон»; б) с двумя словами-предметами по изучаемой теме, например: «Составь предложение со словами «Петя» и «кубики» - «Петя играет с деревянными кубиками»; в) со словом-предметом и словом-признаком, например: «Составь предложение со словами «мяч» и «красный»» - «Красный мяч закатился под диван»; г) со словом-предметом и словом-действием, например: «Составь предложение со словами «корова» и «жевать» - «Корова жуёт сочную траву».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....