Как развить зрительную память с помощью ассоциаций
консультация на тему

Травкина Татьяна Геннадьевна

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребенка.

Ребенок исследует окружающий мир при помощи всех доступных ему средств, в первую очередь слуха и зрения. Он учится узнавать родителей, предметы. Все полученные зрительные образы откладываются в его памяти, создавая картину окружающего мира. Обобщая полученные образы, мозг ребенка формирует абстрактные понятия — так начинает формироваться мышление.

Развитая зрительная память — гарантия школьной успеваемости. При недостаточной сформированности она вызывает определенные трудности письма:

  • трудности формирования зрительного образа буквы;
  • трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;
  • ошибки в пространственном расположении элементов букв;
  • нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв;
  • ухудшение почерка.

Причины, по которым ребенок не может запомнить информацию:

  • cлаборазвитая природная память;
  • слабая концентрация внимания;
  • не соблюдает основные правила запоминания;
  • сложность информации для запоминания.

Забывание связано с неумением вспомнить, другими словами — с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. И здесь на помощь может прийти мнемоника, основанная на построении ассоциативных связей.

Ассоциации: способы построения, виды

Ассоциация — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Ассоциативные связи между любыми объектами строятся на основе:

Ассоциативная связь должна:

• быть яркой и легко запоминающейся;

• вызывать интерес;

• затрагивать различные органы чувств;

• быть необычной, но осмысленной ребенком;

• содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т. п.).

  • смежности во времени или пространстве — стол и стул, зима и снег;
  • сходства (подобия) — земля и шар, лампа и груша;
  • контраста (противоположности) — добро и зло, черное и белое;
  • причинно-следственной связи — гром и молния, лампа и свет;
  • обобщения — помидор и овощ, собака и животное;
  • подчинения — овощ и огурец, животное и кошка;
  • соподчинения одному объекту — автомобиль и мотоцикл;
  • части и целого — секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  • дополнения — зубная паста и зубная щетка.

Ассоциации бывают:

  • тематические — объекты связаны единой тематикой (например, пляж и море, платье и брюки);
  • фонетические — есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные — основаны на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Ассоциативное мышление строится в первую очередь на творческих способностях — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Главное в образовании ассоциаций — яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

В процессе развития и коррекции зрительной памяти необходимо:

1. Проводить коррекционные занятия при наличии четкого плана действий.

2. Использовать материал, который стимулирует память, развивает сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление — т. е. воздействует комплексно.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые опираются на зону актуального и ближайшего развития.

5. Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6. Направлять действия детей на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Излагать материал от простого к сложному.

Вне зависимости от того, какой вид памяти корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка: сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребенок запоминает от 2 до 6 изображений предметов (животные, растения, игрушки и т. п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем педагог-психолог убирает эталонные стимулы и предлагает ребенку найти их среди 10–15 аналогичных. Вначале они «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

На следующем этапе можно использовать демонстрационную таблицу с изображением предметов. Ребенку предлагается запомнить их, а затем нарисовать по памяти, располагая в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть двух видов:

  • тематические — например, содержат изображения овощей, фруктов, предметов быта;
  • нетематические — например, содержат изображения предметов, не связанных между собой (домик, сумка, торшер, кресло, зонт, батон и т. п.).

При работе с демонстрационной таблицей, чтобы лучше запомнить ее содержание, педагог-психолог предлагает ребенку придумать историю по представленным картинкам. Сначала он придумывает ее сам.

Например, демонстрационная таблица содержит изображения сумки, зонта, банана, батона, домика, кресла, расположенных в свободном порядке. Можно придумать историю «Мама пошла в магазин». Рассказывая ее, педагог-психолог указывает на каждую картинку, которую он упоминает:

1) мама пошла в магазин, взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь (показывает на сумку и зонт);

2) она купила в магазине банан и батон (показывает на банан и батон);

3) потом отправилась домой (показывает на домик);

4) пришла домой, устала и села в кресло отдохнуть (показывает на кресло).

Важно, чтобы между зрительным образом (предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи.

В дальнейшем дети сами предлагают темы для историй, придумывают сюжеты. Таким образом, коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

Приведем еще примеры заданий, которые может использовать педагог-психолог, а также воспитатели, чтобы научить детей находить ассоциативные связи между предметами и тем самым развивать зрительную память.

Примеры заданий для детей старшего дошкольного возраста

1. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображением ряда предметов. Ребенок должен:

• сосчитать их число и подобрать ассоциации, которые связывали бы между собой предметы из разных групп;

• изучить картинки в течение 2 мин, затем на листе бумаги написать (или перечислить вслух) названия запомнившихся предметов.

При этом важно спросить ребенка, каким способом он упорядочил данное множество предметов.

2. Педагог-психолог предлагает ребенку группы слов (например, панда — воздух, тележка — кружка, пчела — кот, лютик — солнце, маргаритки — вода). Ребенок должен:

• перегруппировать эти слова так, чтобы они легче запомнились;

• придумать историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представить ход событий.

3. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображениями животных. Ребенок должен:

• в течение 2 мин рассмотреть их;

• придумать историю, которая связывала бы их друг с другом;

• на чистом листе бумаги нарисовать (можно схематически, условными значками) животных в точности на их первоначальных местах.

4. Педагог-психолог читает пары слов. Ребенок называет пришедшие ему на ум ассоциации к ним. Например: тюльпан — зонтик, кошка — обувь, лакомство — огорчение, небо — машина, облако — нитки.

5. Педагог-психолог зачитывает слова. Ребенок — придумывает к каждому из них конкретный зрительный образ, который может ассоциироваться с данным словом, например любовь ⇒ сердце. Слова: зима, жара, время, терпение, обед, скука, нежность, счастье и т. п.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ АССОЦИАЦИЙ

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребенка.

Ребенок исследует окружающий мир при помощи всех доступных ему средств, в первую очередь слуха и зрения. Он учится узнавать родителей, предметы. Все полученные зрительные образы откладываются в его памяти, создавая картину окружающего мира. Обобщая полученные образы, мозг ребенка формирует абстрактные понятия — так начинает формироваться мышление.

Развитая зрительная память — гарантия школьной успеваемости. При недостаточной сформированности она вызывает определенные трудности письма:

  • трудности формирования зрительного образа буквы;
  • трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;
  • ошибки в пространственном расположении элементов букв;
  • нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв;
  • ухудшение почерка.

Причины, по которым ребенок не может запомнить информацию:

  • cлаборазвитая природная память;
  • слабая концентрация внимания;
  • не соблюдает основные правила запоминания;
  • сложность информации для запоминания.

Забывание связано с неумением вспомнить, другими словами — с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. И здесь на помощь может прийти мнемоника, основанная на построении ассоциативных связей.

Ассоциации: способы построения, виды

Ассоциация — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Ассоциативные связи между любыми объектами строятся на основе:

Ассоциативная связь должна:

• быть яркой и легко запоминающейся;

• вызывать интерес;

• затрагивать различные органы чувств;

• быть необычной, но осмысленной ребенком;

• содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т. п.).

  • смежности во времени или пространстве — стол и стул, зима и снег;
  • сходства (подобия) — земля и шар, лампа и груша;
  • контраста (противоположности) — добро и зло, черное и белое;
  • причинно-следственной связи — гром и молния, лампа и свет;
  • обобщения — помидор и овощ, собака и животное;
  • подчинения — овощ и огурец, животное и кошка;
  • соподчинения одному объекту — автомобиль и мотоцикл;
  • части и целого — секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  • дополнения — зубная паста и зубная щетка.

Ассоциации бывают:

  • тематические — объекты связаны единой тематикой (например, пляж и море, платье и брюки);
  • фонетические — есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные — основаны на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Ассоциативное мышление строится в первую очередь на творческих способностях — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Главное в образовании ассоциаций — яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

В процессе развития и коррекции зрительной памяти необходимо:

1. Проводить коррекционные занятия при наличии четкого плана действий.

2. Использовать материал, который стимулирует память, развивает сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление — т. е. воздействует комплексно.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые опираются на зону актуального и ближайшего развития.

5. Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6. Направлять действия детей на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Излагать материал от простого к сложному.

Вне зависимости от того, какой вид памяти корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка: сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребенок запоминает от 2 до 6 изображений предметов (животные, растения, игрушки и т. п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем педагог-психолог убирает эталонные стимулы и предлагает ребенку найти их среди 10–15 аналогичных. Вначале они «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

На следующем этапе можно использовать демонстрационную таблицу с изображением предметов. Ребенку предлагается запомнить их, а затем нарисовать по памяти, располагая в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть двух видов:

  • тематические — например, содержат изображения овощей, фруктов, предметов быта;
  • нетематические — например, содержат изображения предметов, не связанных между собой (домик, сумка, торшер, кресло, зонт, батон и т. п.).

При работе с демонстрационной таблицей, чтобы лучше запомнить ее содержание, педагог-психолог предлагает ребенку придумать историю по представленным картинкам. Сначала он придумывает ее сам.

Например, демонстрационная таблица содержит изображения сумки, зонта, банана, батона, домика, кресла, расположенных в свободном порядке. Можно придумать историю «Мама пошла в магазин». Рассказывая ее, педагог-психолог указывает на каждую картинку, которую он упоминает:

1) мама пошла в магазин, взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь (показывает на сумку и зонт);

2) она купила в магазине банан и батон (показывает на банан и батон);

3) потом отправилась домой (показывает на домик);

4) пришла домой, устала и села в кресло отдохнуть (показывает на кресло).

Важно, чтобы между зрительным образом (предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи.

В дальнейшем дети сами предлагают темы для историй, придумывают сюжеты. Таким образом, коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

Приведем еще примеры заданий, которые может использовать педагог-психолог, а также воспитатели, чтобы научить детей находить ассоциативные связи между предметами и тем самым развивать зрительную память.

Примеры заданий для детей старшего дошкольного возраста

1. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображением ряда предметов. Ребенок должен:

• сосчитать их число и подобрать ассоциации, которые связывали бы между собой предметы из разных групп;

• изучить картинки в течение 2 мин, затем на листе бумаги написать (или перечислить вслух) названия запомнившихся предметов.

При этом важно спросить ребенка, каким способом он упорядочил данное множество предметов.

2. Педагог-психолог предлагает ребенку группы слов (например, панда — воздух, тележка — кружка, пчела — кот, лютик — солнце, маргаритки — вода). Ребенок должен:

• перегруппировать эти слова так, чтобы они легче запомнились;

• придумать историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представить ход событий.

3. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображениями животных. Ребенок должен:

• в течение 2 мин рассмотреть их;

• придумать историю, которая связывала бы их друг с другом;

• на чистом листе бумаги нарисовать (можно схематически, условными значками) животных в точности на их первоначальных местах.

4. Педагог-психолог читает пары слов. Ребенок называет пришедшие ему на ум ассоциации к ним. Например: тюльпан — зонтик, кошка — обувь, лакомство — огорчение, небо — машина, облако — нитки.

5. Педагог-психолог зачитывает слова. Ребенок — придумывает к каждому из них конкретный зрительный образ, который может ассоциироваться с данным словом, например любовь  сердце. Слова: зима, жара, время, терпение, обед, скука, нежность, счастье и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как развить внимание , память и мышление ребенка»

Игры для развития памяти, внимания и мышления у дошкольников....

Логопедическая газета. Тема номера: КАК РАЗВИТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ?

В статье представлена   работа с зашумленными (наложенными) рисунками как одно из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Консультация для родителей "Развиваем зрительное, слуховое внимание и память с помощью игр"

Внимание и память играют важную роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.Для развития этих процессов, нужна систематическая работа по развитию внимания и памяти. С помощью игр с детьми,...

Как развивать зрительную память с помощью ассоциаций

Развитая зрительная память — гарантия школьной успеваемости....

Как развить зрительное внимание у детей?

Очень часто у школьников возникают досадные ошибки: неправильно списал с доски, посмотрел не в то задание, сделал не тот вариант. Страдает зрительное внимание.Когда его формировать и как? Начинать нуж...