Использование проектной деятельности в обучении детей в детском саду
консультация (старшая группа) на тему

Использование проектной деятельности в обучении детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_ispolzovanie_proektnoy_tehnologii.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности в детском саду

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным.

Метод проектов - это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей (дошкольников или учащихся) с целью получения определенного результата.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»? В переводе с греческого проект - это путь исследования. “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее -организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

При использовании метода проектов педагоги учат детей приобретать знания самостоятельно. Учитывая, что дошкольники могут получить знания лишь при помощи взрослых, дети, заинтересованные в получении этих знаний, обращаются за помощью к педагогам, а они, как показал опыт, вовлекаются в этот процесс и помогают детям. При этом режим пребывания детей в ДОУ не нарушается, не увеличивается количество занятий, не сокращается двигательная активность.

            Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получение знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

В нашем детском саду образовательная деятельность связана с тематическими неделями в рамках, которых активно используется метод проектов. Ежемесячное проведение тематических недель повышает интерес педагогов к созданию совместных с детьми проектов, использованию активных форм взаимодействия  с родителями. Это могут быть поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки); информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе); игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя); творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя, которую наш детский сад успешно решает, реализуя различные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность дошкольников в средней группе детского сада

Описание проектной деятельности дошкольников средней группы по теме "Ёж Ежович".Предлагаются основные этапы подготовки проекта.Данный материал поможет воспитателю грамотно подготовить и провести проек...

Использование проектной деятельности при обучении детей с ОНР составлению описательных и сравнительных рассказов.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает постоянный активный поиск путей совершенствования  и  оптимизации содержания коррекционной ...

Проектная деятельность по адаптации детей в детском саду «Первый раз в детский сад»

Информационная характеристика: Проект по адаптации детей в детском саду «Первый раз в детский сад» -краткосрочный, педагогический, практико-ориентированый. Участники проекта:Дети, воспитател...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»

Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому  вид...

Статья «Использование технологии проектной деятельности в работе с воспитанниками детского сада»

Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира, способствовать развитию у него любознательности,  наблюдательности, познавательного интереса, познавательной активности....