Развивающие игры для детей 5-6 лет.
консультация (старшая группа) на тему

Брагина Людмила Николаевна

Консультация для родителей   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_dlya_detey_5-6_let.docx124.77 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Детям с богатой  и правильной речью легче высказывать свои мысли, их отношения со сверстниками и взрослыми более содержательны и полноценны. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

      Особенности речи детей шестого года жизни. К пяти годам словарный запас современного ребенка составляет от четырех до пяти тысяч слов. Ребенок говорит связно, полно излагает свои мысли, легко строит развернутые сложные предложения, используя все основные части речи. Он без труда пересказывает рассказы и сказки. К пяти годам ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит  многосложные слова, не допуская пропусков, перестановок слогов и звуков.

      Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, подъезд, затылок, виски, грива и т. д.);

- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует - все выражается словом "ест");

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. д.);

- антонимов (гладкий - шершавый, храбрый - трусливый, густой - жидкий и т.д.);

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый, лимонный, земляничный и т. д.).

      В грамматическом строе распространены следующие ошибки:

- в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД ( Платок лежит кармане. Мама взяла книгу от полки. Кошка вылезла под кровати. И т. д.);

- согласовании различных частей речи ( Подошел к два коня. Наблюдали за обезьяны. И т. д.);

- построении предложений (Шел Ваня грибы лес собирать. Потому что ёжик кололся, почему что девочка и плачет.).

      Нарушение фонетики:

-неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твердые, звонкие - глухие, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, и т.д;

-искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов ( фотография-атагафия, магнитофон-матафон, воспитательница - ипитатифа);

-не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию,  некоторые звуковые, слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта).

     

     Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, их суждения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: « Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных трудностей у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины трудностей – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

        Предлагаем  поиграть в следующие игры.

        Игра "Назови одним словом".

Цель: закрепить обобщающие понятия.

Скворец, кукушка, ласточка - это кто? (Перелетные птицы.)

       Игра «Скажи наоборот».

Цель: упражнять в подборе антонимов.

Первый вариант.

Грузовая машина тяжелая, а мяч легкий.

Второй вариант.

Въехать - съехать; приехать - уехать; отъехать - подъехать.

       Игра «Посчитай правильно».

Цель: закреплять умение согласовывать существительное с числительным.

Первая машина, вторая машина, ....  пятая машина.

         Игра «Из чего - какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Сок из вишни (какой?) - вишневый.

Повидло из абрикоса (какое?) - абрикосовое.

       

Игра «Скажи чем?»

Цель: развивать словесно-логическое мышление, совершенствовать грамматический строй речи.

Причесываются (чем?) расческой.

Вытирают лицо (чем?) полотенцем.

Суп кушают (чем?)  ложкой.

        Игра «Что где лежит?»

Цель: развивать умение употреблять предлог В в речи.

Где лежит сахар? – в сахарнице.

Где лежит хлеб? – в хлебнице.

        Игра «Найди отличия» (по картинке).

Цель: развитие зрительного внимания.

Посмотрите на две картинки,  найдите пять отличий.

        Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти, грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже).

 Посмотрите на картинки (четыре картинки). Запомните, что на них изображено. Убирается одна картинка. Задается вопрос: «Чего не стало?».

        Игра «Исправь предложения».

Цель: учить согласованию существительных с глаголами в роде, учить осознанному слушанию.

Мама гладил белье.

Папа починила телевизор.

       Игра «Назови первый гласный звук в слове».

Цель: учить выделять первый звук в словах.

Аня, Алла, Оля, облако, Уля, Ухо, Ира, игры.

     

Игра «Подними руку, когда услышишь заданный звук».

Цель: учить выделять звук в ряду других.

Звук  О: В, Г, О, А, У, О, И, П, О.

          Игра «Определи первый согласный звук в слове».

Цель: развитие умения выделять первый  согласный звук в слове.

Коля, торт, пушка, пакет, касса, тыква.

          Игра «Определи последний согласный звук в слове».

Цель: развитие умения выделять последний  согласный звук в слове.

Мох, сон, дом, суп, мак, кот.

           Игра «Подними руку, когда услышишь слово, с заданным звуком».

Цель: развитие умения выделять заданный звук в слове.

Звук П: сон, суп, рост, пост, пот, рот.

           Игра «Определи количество слогов в слове».

Цель: развитие навыка слогового анализа слов.

Кот, ко-за, дом, пуш-ка, тык-ва, му-ха.

     Регулярно выполняя предложенные выше и подобные игры под руководством родителей, дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. В результате у детей улучшается речь, внимание, память, мышление, исчезают проявления общего недоразвития речи. Тесный контакт в работе логопеда и родителей ребенка  помогает устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте и приводит к дальнейшему успешному школьному обучению.

Консультация для родителей

Развивающие игры для детей 5-6 лет.

http://www.bestforkids.ru/fs/112.jpg

ГБОУ «Лицей №1828 «Сабурово» Старшая группа №8 «Светлячок»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...