Статья на тему: Адаптация в детском саду
статья на тему

Колобаева Наталья

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_v_dou.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей в раннем дошкольном возрасте к условиям ДОУ.

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения. А для ребенка, поступление в детский сад – это серьезное испытание. Этот адаптационный период требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан, А.В. Мудрик, и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн, Е.А. Ямбург, Ш.А. Амонашвили и др.).

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как этап личностного развития индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация. Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.

Изучение адаптации детей, впервые пришедших в детское дошкольное учреждение, всегда будет актуальным, так как большинство детей проходят этот жизненный период.

Первые три года жизни – очень важный этап в развитии ребенка. В это время закладывается фундамент личности, основы будущих качеств и способностей, и именно в это время ребенок впервые приходит в детский сад, что часто вызывает тревогу у взрослых, и не напрасно. Известно, что для многих детей изменения в образе жизни часто являются стрессовыми, влияют на психическое и физическое здоровье. В первую очередь изменение образа жизни приводит к нарушению эмоционального состояния, сопровождающимся тяжелыми переживаниями, снижением активности, (речевой, игровой и т.п.), так как  именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к расставанию с родными. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависит и течение адаптационного периода,  и дальнейшее развитие малыша.

Психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Период легкой адаптации длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

В период адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Со стороны организма: нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к воспитателям и сверстникам, постоянно прижимающий к себе свою любимую  игрушку, или, наоборот, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев.

       Конечно, каждый родитель желает, чтобы его ребенок перенес этот период как можно легче и безболезненней, и задача взрослых – помочь ему в этом.

      Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Прежде всего, нужно хорошо осознать, что без совместной работы родителей и воспитателя здесь не обойтись. Одна из основных потребностей детей — это потребность в постоянстве окружения. Резкая смена обстановки, режима, окружающих людей тяжела для любого малыша. Воспитатели, желающие облегчить переход ребенка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, должны заранее познакомиться со своим будущим воспитанником: выяснить особенности его развития, домашний режим, способы кормления, укладывания спать, его любимые занятия и игрушки, и желательно, чтобы в первые дни малыш взял с собой в группу одну из них. Количество часов, проводимых малышом в яслях, следует увеличивать постепенно, в течение первой недели — не более трех часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с мамой, желательно ее присутствие в группе в течение первых дней. Увеличивать время пребывания малыша в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии.

При наблюдении за ребенком особое внимание нужно уделить состоянию его здоровья.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации:

  • Планируйте своё время так, чтобы в первые 2 – 4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
  • В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
  • Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя;
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
  • Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.

Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Пожелания к поведению ребёнка должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается желаемое, выбирайте дружественно- разъяснительный, а не повелительный.

Если ребёнок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, я огорчена; мне трудно.

      Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка.

      Важно также постоянно поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

      В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Условия уверенности и спокойствия ребёнка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Используемый материал:

1- «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет»: Советы психолога / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — М.: АРКТИ, 2004.

2-«Адаптация детей дошкольного возраста»: Проблемы и поиск решений. Е.А.Долженко, О.В. Богаткина, А.А.Долженко, Н.Б. Зотова, К.Р.Долженко, А.В.Комарова, Н.П.Кондрашова, Л.Е.Лазовская, Н.Т.Чумакова, А.И.Шлемко

3- Ясли-это серьёзно. В.Алямовская

4- «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева

5- «Идём в ясли» Консультация с сайта https://nsportal.ru/detskiy-sad/poisk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

Статья на тему Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей к детскому саду....

Статья на тему «Адаптация в детском саду»

Статья на тему «Адаптация в детском саду»Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию вашего чада на все происход...

Статья на тему "Адаптация к детскому саду"

Данную статью выпонили воспитатели МАДОУ №373 "Скворушка" ЖЕксембенова А.Ж. , Клыбан Н.А....

Статья на тему "Адаптация в детском саду"

Помощь родителям при адаптации детей к детскому саду....

Статья по теме: «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детс...