Статья. Тема: Влияние современных мультфильмов на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Костылева Елена Владимировна

В  современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками».  Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в разнообразную медиа-среду. Одним из активных представителей медиа-среды является мультипликационный фильм. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костылева Елена Владимировна

Воспитатель,

МБОУ АСОШ №2 Детский сад «Вишенка», Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское

Влияние современных мультфильмов  на развитие детей

В  современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками».  Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в разнообразную медиа-среду. Одним из активных представителей медиа-среды является мультипликационный фильм. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности у детей это игра.  Именно в ней дети с наибольшим успехом усваивают нормы поведения и общения, познают неизвестное. Мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Ребенок смотрит мультик, как бы оказывается в центре событий, он переживает те же эмоции, что и главные герои, сочувствует им, испытывает вместе с ними страх или радость. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [3] .

В сознании взрослых людей мультфильм это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие. Очень часто родители, чтобы отвлечь от себя внимание ребенка, занять его чем-нибудь и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие, которые помогают детям познавать мир («Семья Почемучек», «Фиксики», «Малышарики», «Грузовичок Лёва», некоторые серии «Лунтик»). Но есть и  абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных поступках. Это такие мультфильмы как «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Винкс», «Монстр Хай», «Губка Боб квадратные штаны» [1].

В возрасте 3-4 лет, ребенок еще не осознает и не понимает разницу между реальностью и вымыслом, он не понимает, что мультфильм — это не настоящий мир и какое-то время, он проживает в этом волшебном мире говорящих животных, сказочных принцесс и добрых фей, злых чародеев и колдунов. Л.М. Баженова, Р.Н. Ильин, О.Ф. Нечай подчеркивают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики дошкольника: он либо разрушает ее, либо влияет положительно [2].

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра мультипликационных и других телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса составляет 30 минут. Но, следует отметить, тот факт, что по последним данным ЮНЕСКО на практике более 90 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов и более.

Мультфильм сочетает в себе  слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух, т.к. мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, то мультфильм является эффективным наглядным материалом. А  если к этому еще добавить совместный анализ увиденного в сюжете мультипликационного фильма, то он становится мощнейшим воспитательным инструментом.

В современном мире  невозможно запретить просмотр мультфильмов. Но можно сделать его полезным и не травмирующим психику ребенка.  Как же выбрать мультфильм, который можно разрешать смотреть ребенку непродолжительное время, чтоб не навредить ему, и помочь в формировании нравственных качеств, определенного представления об окружающем? Работу с мультфильмом  можно построить по принципу сочетания наглядного материла и слова педагога или родителя. Например, педагог или родитель, говорит о том, что сейчас  дети будут смотреть мультфильм о… (высказывает общую мысль сюжета) или ставит проблему, после идет показ мультфильма. Далее беседа, вопросы детям, обсуждение и выводы. Задача – получение нового знания. После провести игру или упражнение. Важно: после просмотра при возникновении определенной подобной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку [1].

Итак, если подходить к просмотру мультфильмов научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия, то можно поставить анимационные фильмы на службу  нравственному воспитанию детей.

Список литературы

1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы  в воспитательно-образовательной работе с детьми.   // Воспитатель. 2012. - № 10. – С.60-71.

2.  Казакова Р.Г., Ж.В. Мацкевич Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

3. Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007.-№ 3. -С. 24-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста с ОНР

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развити...

Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста...

статья тема: "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, ...

Статья по теме: "Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста"

Статья по теме: "Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста"...

Статья. Тема: Влияние современных мультфильмов на речь детей дошкольного возраста.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень важна. Современные мультфильмы в основном стереотипны и  не способствуют развитию фантазии, мышления, воображения и...