статья тема: "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по музыке

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, увеличивается круг общения, сфера интересов, его повседневная деятельность становится все более сложной и разнообразной. Это обуславливает необходимость развития и совершенствования средств осуществления коммуникации, основным из которых является речь. Важно отметить, что функции речи ребенка не ограничиваются ее практическим употреблением, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Речь в дошкольном возрасте – это основа развития мышления, психических процессов. Развитие речи является важным направлением подготовки ребенка к предстоящему обучению в школе. Возрастание количества детей, имеющих речевые нарушения, также обуславливает актуальность этого направления дошкольного образования.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, увеличивается круг общения, сфера интересов, его повседневная деятельность становится все более сложной и разнообразной. Это обуславливает необходимость развития и совершенствования средств осуществления коммуникации, основным из которых является речь. Важно отметить, что функции речи ребенка не ограничиваются ее практическим употреблением, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Речь в дошкольном возрасте – это основа развития мышления, психических процессов. Развитие речи является важным направлением подготовки ребенка к предстоящему обучению в школе. Возрастание количества детей, имеющих речевые нарушения, также обуславливает актуальность этого направления дошкольного образования.

Формы и средства речевого развития дошкольников сегодня отличаются большим разнообразием. Так проявляются последствия внедрения в систему дошкольного образования принципов междисциплинарной интеграции, которые являются одной из ведущих методологических основ современного образования. Интеграция в учебном процессе предполагает его направленность на создание единой образовательно-развивающей среды, где отрывочные знания о предметах и явлениях окружающего мира объединяются в единую, целостную картину, составляющую детское мировоззрение. Реализация интегрированного обучения предполагает соединение в общем синтезированном курсе (в данном случае, программе речевого развития) элементов разных видов учебной деятельности, соединение понятий и исследовательских методов отдельных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирование и суммирование научных основ в раскрытии межпредметных учебных проблем [5]. В данной статье мы рассмотрим возможности развития речи ребенка средствами музыки.

Российские и зарубежные исследователи уже долгое время занимаются изучением влияния музыки на развитие детей дошкольного возраста. В разное время эту проблему рассматривали Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Г.П. Стулова, Д.Е. Огороднов, К. Орф, Н.А. Ветлугина, А.И. Буренина, О.П. Радынова и другие. Ими было установлено, что музыкальные занятия, помимо развития непосредственно музыкальных способностей и певческих навыков, обладают большими возможностями в сфере:

  1. интеллектуального развития;
  2. развития когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания и др.)
  3. развития духовно-нравственных качеств;
  4. развития творческих способностей и фантазии;
  5. укрепления физического здоровья детей, развития координации и мелкой моторики;
  6. создания благоприятной эмоциональной атмосферы, снятия нервного напряжения;
  7. развития артикуляционного аппарата, речевого слуха и речедвигательной координации;
  8. речевого развития – дыхания, звукообразования, дикции, чистоты и выразительности интонирования [3].

Самым важным с точки зрения возможностей речевого развития видом деятельности на музыкальных занятиях считается пение. Из всех видов музыкальной деятельности пение является наиболее доступным, простым в организации, и, кроме того, очень нравится детям.

Важнейшей задачей педагога дошкольного образования является правильный подбор репертуара для занятий. В первую очередь, текст песни должен быть легким для восприятия дошкольников, доступным для их понимания по смыслу. Важными критериями отбора являются также мелодия, диапазон и эстетическая ценность музыкального произведения.

Основным средством освоения языкового материала в дошкольном возрасте становится повторение. Разучивание и воспроизведение детских песенок, состоящих из простых, повторяющихся слов и предложений, мотивирует ребенка повторять слова и словосочетание в увлекательной, интересной форме. Таким образом, в процессе пения дети неосознанно, в игровой форме расширяют словарный запас, усваивают качественные языковые модели и ритмический строй языка, познают красоту поэтического текста.

Пение обладает большими возможностями для коррекции речевых недостатков и нарушений в дошкольном возрасте. Подобная музыкальная деятельность способствует исправлению нечеткого произношения, устранению «съедания» окончаний в словах, лечению заикания и устранению других проблем логопедического характера.

На занятиях по пению проводится множество упражнений, обладающих большими возможностями для развития речи дошкольников:

  1. артикуляционная гимнастика – выполнение определенных упражнений, содействующих развитию мышц речевого аппарата. Голосовой аппарат ребенка в дошкольном возрасте еще не сформирован: как известно, у детей тонкие голосовые связки, малоподвижное небо. Регулярные занятия по его развитию способствуют постановке голоса, формированию правильного произношения звуков, слогов, слов, развитию плавности речи;
  2. дыхательная гимнастика – несложные упражнения, направленные на развитие навыков правильного дыхания; дети учатся правильно брать дыхание и осуществлять экономный расход воздуха во время пения, говорения, кроме того, эти упражнения обогащают кровь кислородом и способствуют общему оздоровлению организма;
  3. распевки способствуют выработке интонационной выразительности, правильного произношения звуков. В качестве распевки можно использовать вокализы – пение гласных звуков на несложные мелодии («ре – ми – фа – ми – ре» и др.) в разной тональности. Часто используют слоговое пение («ми – ме – ма – мо – му») на одном звуке, а также пение восходящих и нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а»;
  4.  песни-упражнения (несложные, повторяющиеся мелодии и попевки) развивают голосовой аппарат ребенка, в настоящее время в дошкольных учреждениях применяются авторские песенки (Н.А. Метлова, В.К. Колосовой и др.), а также народные песни-попевки. Часто эти упражнения проводятся комплексно, с использованием элементов других видов музыкальной деятельности (ритмические и игровые упражнения, игра на музыкальных инструментах). Такие виды пения расширяют активный словарный запас ребенка, улучшают произношение звуков и слов, расширяют диапазон детского голоса [1].

Выделим основные преимущества пения для развития речи детей дошкольного возраста:

  1. разучивание и пение песен, как и других художественных текстов, способствует обогащению словарного запаса детей, усвоению новых понятий, развитию умения правильно излагать последовательность фактов, событий, явлений, устанавливать причинно-следственные связи между ними, становлению образного мышления;
  2. в процессе пения ребенок вынужден применять более четкую артикуляцию звуков, слогов, что способствует развитию правильного произношения;
  3. в процессе музыкальной деятельности, пропевая каждый слог, дошкольник усваивает ритмический строй родного языка;
  4.  пение формирует и развивает голосовой аппарат ребенка, являющийся главным инструментом речи;
  5. выразительное исполнение музыкального произведения способствует отработке выразительности в речи;
  6. в процессе коллективной музыкальной деятельности происходит естественное развитие языка, коммуникативных навыков, культуры межличностного взаимодействия в процессе общения со взрослыми и сверстниками [2].

Ссылки на интернет ресурсы:

Острикова И.Н., Мигунова М.Г. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. № 6(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 58-63.

https://sibac.info/conf/pedagogy/xi/111542

Острикова Ирина Николаевна

ст. преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования Ставропольского государственного педагогического института

РФ, г. Ставрополь

Мигунова Марина Григорьевна

ст. преподаватель кафедры хорового дирижирования Ставропольского государственного педагогического института

РФ, г. Ставрополь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."

В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."...

Статья. Тема: Влияние современных мультфильмов на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

В  современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками».  Ребенок, живущий в век инфор...

Статья на тему «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...

Статья «Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.      К...