Готовность ребенка к школе.
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Советы родителям
I. Насколько хорошо Ваш ребенок умеет слушать и выполнять указания взрослого?
Это умение окажется необходимым в первых же дней обучения в школе. Ведь даже умный, способный и много знающий ребенок не сможет ничего усвоить, если он плохо воспринимает то, что говорит учительница.
Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребенку «поучиться рисовать красивые узоры».
- Я буду говорить тебе, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую, объясняете вы. – Ты помнишь, где у тебя правая рука? Правильно, та, в которой карандаш. Ну-ка, вытяни ее в сторону. Куда она показывает?
- На дверь.
- Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А куда покажет левая рука?
- К окну.
- Правильно. Когда я скажу «налево», ты проведешь линию по направлению к окну. Я буду говорить не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины – в одну или две клеточки. Рисуй только то, что я скажу. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая.
Теперь покажите ребенку, откуда начинать рисовать узор (начинать нужно в левом верхнем углу, немного отступая от краев), и диктуйте:
- Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна вниз. Одна направо. Одна клетка вверх. А теперь сам рисуй дальше узор, который у тебя получается.
Если ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Рисуя его, ребенок должен лучше понять инструкцию. При самостоятельном продолжении узора его нужно довести до конца строчки.
II. Как определить объем памяти Вашего ребенка?
Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь».
2, 7, 4 4, 7, 1
9, 6, 1, 8 3, 0, 6, 2
4, 7, 2, 5, 9 1, 4, 9, 6, 0
6, 0, 7, 5, 9, 2 3, 8, 1, 5, 7, 2
1, 7, 4, 2, 8, 3, 9 9, 0, 3, 8, 5, 2, 7
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца.
При воспроизведении:
7 знаков оценивается в 10 баллов.
6 знаков оценивается в 9 баллов,
5 знаков оценивается в 7 баллов,
4 знака оценивается в 4 балла,
3 знака оценивается в 1 балл.
Методика по определению концентрации и распределения внимания
Подготовьте лист бумаги 10х10 клеток. В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок. При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания: ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.
Инструкция: «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь». Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10 – балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.
III. Оцените, умеет ли Ваш ребенок отличать слова от обозначаемых этими словами предметов.
- Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить тебе два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое короче. Только помни, что сравнивать надо сами слова, а не вещи, которые называются словами. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Вот, например, слово «стол». Его можно написать, можно сказать. А есть за ним нельзя – это ведь только слово. А за настоящим столом можно есть, но нельзя его писать или читать. Вот мы с тобой и будем сравнивать слова, а не вещи. Ну-ка скажи, какое слово длиннее – карандаш или карандашик. После того как ребенок назвал слово, которое, по его мнению, длиннее, спросите:
- А почему оно длиннее?
Вот пары слов, которые можно предложить ребенку для сравнения: карандаш-карандашик; червячок-змея; усики-усы; кот-котенок; хвост-хвостик.
После каждого ответа надо просить обоснование (спрашивать, почему ребенок считает выбранное им слово длинным). Объяснение различий между словами и обозначаемой им вещью не повторяется. Оно дается только один раз в начале задания. Если ребенок не различает слово и предмет, то впоследствии ему будет трудно овладевать грамматическими правилами. Ведь грамматические правила относятся к словам, а не к предметам – и ребенок не понимает, что изменится, если он будет писать «леса» вместо «лиса».
IV. Подготовлена ли рука Вашего ребенка к письму
Чтобы проверить, насколько рука ребенка готова к овладению письмом, предложите ему нарисовать несколько простых узоров. Начальную часть узора нарисуйте сами, а ребенку предложите продолжит узор до конца строчки.
Все предлагаемые нами задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребенок натренируется в их выполнении, и результаты перестанут отражать истинный уровень развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...