Мнемотехника — творческие занятия для развития дошкольников
консультация (средняя группа) на тему

Жабарова Римма Шамилявна

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Мнемотехника

.         Воспитатель: Жабарова Р.Ш.

        Детский сад «Солнышко»

г. Переславль-Залесский

2016

Мнемотехника — творческие занятия для развития дошкольников

Содержание:

За последнее время участились случаи выявления проблем с развитием речи у детей дошкольного возраста. Педагоги и родители замечают такие проблемы как нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность правильно составить предложение и т.д. Помимо этого, воспитателям часто поступают жалобы от родителей о том, что у ребёнка плохая память. Что малыш хорошо запоминает все моменты из рекламы по телевизору, но совершенно не может запомнить стих либо пересказать сказку. Подобная ситуация складывается в результате того, что у детей преобладает зрительно-обзорная память и воспринять им информацию значительно проще путём наглядного примера, нежели, со слов.

В результате многих наблюдений за дошкольниками была разработана специализированная программа обучения — мнемотехника в детском саду, позволяющая добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Мнемотехника — это комплекс творческих упражнений, основанных на зрительном восприятии предметов. Красочные таблицы с изображениями предметов, позволяют ребёнку в игровой форме запоминать те или иные слова и составлять предложения.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

  • развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
  • развитие логического мышления;
  • становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
  • помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
  • повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
  • техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение?

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

  • Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
    Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
  • Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
  • Пока ребёнок еще мал такие таблицы составляются педагогами и родителями. Позже, когда ребенок уже в состоянии сам нарисовать картинку, таблица составляется им самим под руководством взрослого. Использование таких таблиц позволяет также развить фантазию, воображение и навыки рисования.

Примеры упражнений для дошкольников

Мнемотехника для дошкольников позволяет развить все основные виды памяти, мышления, воображения и речи ребенка. При помощи таблиц этой техники можно выполнять следующие не сложные занятия в виде игры:

  • для развития изображения дать ребёнку таблицу с изображением 3-5 предметов логически связанных между собой, по которым он смог бы составить небольшой рассказ. Каждый раз предлагать малышу разные вариации картинок;
  • улучшить память помогает заучивание стихов, но на слух детям значительно сложнее это сделать. По карточкам с изображениями запомнить стихотворение ребёнку будет значительно проще. Каждой строчки стихотворения должна соответствовать своя картинка, позволяющая провести ассоциацию с текстом;
  • развить логику позволит использование картинок, характеризующих несколько тем. Например, одежда, в эту стопку ребенок должен выбрать и положить картинки с изображением вещей: платье, брюки, шорты и так далее. При этом должна присутствовать другая группа картинок, к примеру, овощей. Таким образом, у малыша должно выйти две стопки, в одной будут предметы одежды, во второй, овоща. Со временем можно усложнять задачу, добавляя изображения, которые не будут соответствовать ни первой, ни второй стопке, их ребенок должен отложить в сторону;
  • для логического мышления берутся карточки с изображениями известной для малыша сказки, ему необходимо разложить их цепочкой от начала сказки до конца. Например, репка, это может быть 4-6 картинок с изображением сначала того как дед садит репку, потом как ему помогает её вытаскивать 1-2 персонажа сказки, после большее количество героев и итог, как им удалось достать репку. Усложнить задачу можно предложив ребенку не только построить логическую цепь, но и рассказать по ним сказку;
  • подобная игра как со сказкой, только позволяющая ребёнку запомнить важные бытовые процессы. Например, процесс мытья рук. Берутся картинки, где изображен пошаговый процесс этой процедуры. Первая картинка показывает, что нужно закатить рукава, вторая — открыть кран, третья — взять мыло и вымыть руки, четвертая — закрыть кран, пятая — вытереть руки полотенцем, шестая — опустить рукава. Ребенок должен в правильной последовательности выложить картинки и закрепить результат наглядным примером мытья рук.

Как правильно заниматься с ребенком?

Заниматься по мнемотехнике с малышом можно и даже нужно не только в детском саду, но и дома. Для того чтобы ваши занятия были успешными следует придерживаться определённых рекомендаций:

  • все должно происходить в форме игры, ни в коем случае не заставляйте ребенка, его нужно заинтересовать, тогда процесс станет увлекательным и пойдет быстрее;
  • последовательность, не нужно сразу начинать с таблиц, начните с мнемоквадратов, потом дорожек и лишь после освоения этого материала переходите к более сложным задачам;
  • все изображения должны быть красочными, яркими, чёткими и понятными для малыша;
  • обязательно заведите тетрадь для конспектов и записывайте ход каждого урока, это поможет вам не забыть какой материал вы уже прошли, а какой нет;
  • максимально допустимое число квадратов для дошкольника — девять штук, большее количество запомнить ему будет сложно;
  • на одном уроке рассматривайте не более двух мнемотаблиц;
  • каждый день меняйте тему занятия, охватывая разные виды памяти, мышления и логики;
  • для дошкольников старших групп усложняйте задачу, предлагая детям самим нарисовать мнемотаблицу.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

.         Воспитатель: Жабарова Р.Ш.

        Детский сад «Солнышко»

г. Переславль-Залесский

2016

Мнемотехника — творческие занятия для развития дошкольников

Содержание:

Для чего нужна мнемотехника?

Как происходит обучение

Примеры упражнений для дошкольников

Как правильно заниматься с ребёнком?

За последнее время участились случаи выявления проблем с развитием речи у детей дошкольного возраста. Педагоги и родители замечают такие проблемы как нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность правильно составить предложение и т.д. Помимо этого, воспитателям часто поступают жалобы от родителей о том, что у ребёнка плохая память. Что малыш хорошо запоминает все моменты из рекламы по телевизору, но совершенно не может запомнить стих либо пересказать сказку. Подобная ситуация складывается в результате того, что у детей преобладает зрительно-обзорная память и воспринять им информацию значительно проще путём наглядного примера, нежели, со слов.

В результате многих наблюдений за дошкольниками была разработана специализированная программа обучения — мнемотехника в детском саду, позволяющая добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Мнемотехника — это комплекс творческих упражнений, основанных на зрительном восприятии предметов. Красочные таблицы с изображениями предметов, позволяют ребёнку в игровой форме запоминать те или иные слова и составлять предложения.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение?

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Пока ребёнок еще мал такие таблицы составляются педагогами и родителями. Позже, когда ребенок уже в состоянии сам нарисовать картинку, таблица составляется им самим под руководством взрослого. Использование таких таблиц позволяет также развить фантазию, воображение и навыки рисования.

Примеры упражнений для дошкольников

Мнемотехника для дошкольников позволяет развить все основные виды памяти, мышления, воображения и речи ребенка. При помощи таблиц этой техники можно выполнять следующие не сложные занятия в виде игры:

для развития изображения дать ребёнку таблицу с изображением 3-5 предметов логически связанных между собой, по которым он смог бы составить небольшой рассказ. Каждый раз предлагать малышу разные вариации картинок;

улучшить память помогает заучивание стихов, но на слух детям значительно сложнее это сделать. По карточкам с изображениями запомнить стихотворение ребёнку будет значительно проще. Каждой строчки стихотворения должна соответствовать своя картинка, позволяющая провести ассоциацию с текстом;

развить логику позволит использование картинок, характеризующих несколько тем. Например, одежда, в эту стопку ребенок должен выбрать и положить картинки с изображением вещей: платье, брюки, шорты и так далее. При этом должна присутствовать другая группа картинок, к примеру, овощей. Таким образом, у малыша должно выйти две стопки, в одной будут предметы одежды, во второй, овоща. Со временем можно усложнять задачу, добавляя изображения, которые не будут соответствовать ни первой, ни второй стопке, их ребенок должен отложить в сторону;

для логического мышления берутся карточки с изображениями известной для малыша сказки, ему необходимо разложить их цепочкой от начала сказки до конца. Например, репка, это может быть 4-6 картинок с изображением сначала того как дед садит репку, потом как ему помогает её вытаскивать 1-2 персонажа сказки, после большее количество героев и итог, как им удалось достать репку. Усложнить задачу можно предложив ребенку не только построить логическую цепь, но и рассказать по ним сказку;

подобная игра как со сказкой, только позволяющая ребёнку запомнить важные бытовые процессы. Например, процесс мытья рук. Берутся картинки, где изображен пошаговый процесс этой процедуры. Первая картинка показывает, что нужно закатить рукава, вторая — открыть кран, третья — взять мыло и вымыть руки, четвертая — закрыть кран, пятая — вытереть руки полотенцем, шестая — опустить рукава. Ребенок должен в правильной последовательности выложить картинки и закрепить результат наглядным примером мытья рук.

Как правильно заниматься с ребенком?

Заниматься по мнемотехнике с малышом можно и даже нужно не только в детском саду, но и дома. Для того чтобы ваши занятия были успешными следует придерживаться определённых рекомендаций:

все должно происходить в форме игры, ни в коем случае не заставляйте ребенка, его нужно заинтересовать, тогда процесс станет увлекательным и пойдет быстрее;

последовательность, не нужно сразу начинать с таблиц, начните с мнемоквадратов, потом дорожек и лишь после освоения этого материала переходите к более сложным задачам;

все изображения должны быть красочными, яркими, чёткими и понятными для малыша;

обязательно заведите тетрадь для конспектов и записывайте ход каждого урока, это поможет вам не забыть какой материал вы уже прошли, а какой нет;

максимально допустимое число квадратов для дошкольника — девять штук, большее количество запомнить ему будет сложно;

на одном уроке рассматривайте не более двух мнемотаблиц;

каждый день меняйте тему занятия, охватывая разные виды памяти, мышления и логики;

для дошкольников старших групп усложняйте задачу, предлагая детям самим нарисовать мнемотаблицу.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Театр и музыка как средство творческого и эстетического развития дошкольников"

Представленный опыт педагогической работы содержит практический материал, перспективное планирование, конспекты мероприятий с детьми, с родителями....

Статья «Мнемотехника в музыкально-познавательном развитии дошкольников»

В статье описывается технология мнемотехники, служащей ля лучшего запоминания  дошкольниками  определенной музыкальной информации....

Мнемотехника - творческие занятия для развития дошкольников

Мнемотехника - одна из форм обучения в детском саду, позволяющая добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Мнемотехника — это комплекс творческих упражнений, основанных на зрите...

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников...

Из опыта работы: «Мнемотехника – как средство речевого развития дошкольников».

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений в целях речевого развития  дошкольников....

Мнемотехника - творческие занятия для развития дошкольника

Для чего нужна мнемотехника?Как происходит обучениеПримеры упражнений для дошкольниковКак правильно заниматься с ребёнком?...

«Использование мнемотехники на занятиях в развития связной речи дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС.

Педагогический часВзаимодействие педагогов в детском садуУч.-логопед д/сNo3Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»Цель.Повышение компетентности и успешности...