Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание детей в семье".
статья (старшая группа) на тему

Чувашова Анна Викторовна

Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский ликбез.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим на тему "Поощрение и наказание детей в семье". Эта тема актуальна была, есть и будет в любые времена.

(2 слайд)

В семье каждого из вас растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Как вы думаете, как же правильно наказывать ребёнка, чтобы не причинить ему вреда, и в то же время суметь донести до него, в чем он виноват? Надо ли вообще наказывать ребёнка? (Ответы родителей).

Игра. На листе бумаги нарисуйте свою ладонь. Затем, сверху подпишите каждый палец буквой имени своего ребенка (например: Саша, Марина и т. д.). А теперь в каждом пальце напишите на данную букву любое положительное качество вашего ребенка. Расскажите нам о том, что вы написали. (Выслушиваются ответы родителей).

В центре ладони нарисуйте схематично кто для вас ребенок дома (кошечка, рыбка и т. д.)(Родители рассказывают о том, что они изобразили).

Вот как все вы очень любите своих детей и хотите им только добра! А вот какими вы видите себя по отношению к вашим детям? (Ответы родителей).

Скажите, пожалуйста, если вас огорчают ваши дети, где-то не дослушались, где-то пошалили, как вы их наказываете? (Ответы родителей).

(3 слайд)

 В наказаниях нельзя недосолить, но еще опаснее пересолить. Все должно быть точно отмерено и взвешено.

Ребенок должен понимать, что его хорошие поступки - радость всей семьи, плохие - огорчение для всех ее членов.

Конечно, наказание наказанию рознь. Но что же делать, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, и нет желаемой пользы? Обычно такие родители начинают угрожать, кричать на ребёнка, давать подзатыльники, и хвататься за единственное "спасительное" средство - ремень! Не убедив ребенка в его вине, родители своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Ребенок становится, нервным, агрессивным и неуравновешенным.

Об этом же в свое время предупреждал и А. С. Макаренко. Он говорил, что "из забитых и безвольных детей вырастают потом слякотные и никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство".

(4 слайд)

Недопустимы физические наказания Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта: ребенок подчиняется, просит прощения, покоряется. Но в этом случае его сознание и связи с внешним миром нарушены, так заставляет его вести инстинкт самосохранения, страх. Физические наказания, вызывают торможение в коре головного мозга, возникает явление "затмения". Именно этим объясняется крик: "Простите, я больше не буду!", а не пониманием этой ошибки. "Под влиянием болевого сигнала" перестраивается работа всех органов организма. Физическое наказание может стать признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии. 

Не должно быть ярости. В ярости - страх, отвращение, ненависть, враждебность. Он будет бояться своих родителей, а кого боятся, того ненавидят, Ярость приводит к чрезмерности наказания, что впоследствии порождает у родителей муки совести. Когда наказали, а потом плачут, целуют. Теперь в глазах ребенка виноваты родители, он становится в позу обиженного. Все это - анти-воспитание.

Истеричности. На истерический крик, истерическую жестикуляцию и ребенок ответит тем же. Таким же впоследствии он может стать и сам истеричным, нетерпимым, несдержанным к этому.

Безнаказанность.

Нередко ребенка не наказывают за проступок.

1. Не наказывают, если любовь родителей слепа и безответственна. И тогда воспитывается вседозволенность.

2. Не наказывают, если ребенка не любят или равнодушны к нему. Если не любят, кроме пакостей, ничего и не ждут, берегут себя от волнений, от стресса, которым сопровождается наказание, а отсутствие наказания  порождает депрессию или ожесточение. (Ребенок спрашивает мать: "Ты меня любишь?")

Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? Каждый ребенок и проступки его индивидуальны. Отсюда и меры воздействия по этим проступкам также должны быть строго индивидуальны.

СИТУАЦИЯ:

Предположим, что 2 ученика нагрубили бабушкам. С точки зрения житейской практики их следовало бы одинаково наказать. Допустим, что это так и случилось. И одному, и другому папы говорят: "Раз ты нагрубил бабушке, ты, во-первых, извинись перед бабушкой, во-вторых, ты сегодня за это наказан! На улицу не пойдешь, ни лыж, ни коньков сегодня не будет!". Увы, эта форма наказания, как, впрочем, и все другие, может иметь разный, а порой и диаметрально противоположный результат. Тот из мальчиков, который любит кататься на лыжах, на коньках, будет действительно наказан. Во дворе ребята играют в хоккей, а он сидит дома наказанный, лишенный этого удовольствия.

Зато другой, который к лыжам и конькам вообще-то равнодушен, будет чрезвычайно обрадован. Он с удовольствием пристроится на тахте, раскроет интересную книгу и займется любимым делом - чтением очередного приключенческого романа.

Одинаковое наказание и совершенно разные результаты. Подчеркиваем, при выборе наказания всегда следует исходить из индивидуальных особенностей, вкусов, интересов ребят. В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя. Это может быть замечание, легкое выражение неудовольствия, выговор. В другом - лишение права на развлечение, награду, удовольствие - будь то посещение театра, кино, катка, цирка и т. п. Наказание будет эффективным, если их разнообразить по форме.

(5 слайд)

 формы наказания

  • вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство

(6 слайд) Правила наказания

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?
  • Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать. Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай"
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Наказывают не за поведение, а за один поступок. "Салат" из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.
  • Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.
  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

 (7-8 слайды) Наказывая ребенка, помните:

  • Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.
  • Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима
  • Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его.
  • Наказание должно быть последовательным.
  • Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, /изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
  • Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.
  • Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет.
  • Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.
  • Любые проступки ребенка следует предупреждать.

(9 слайд) Когда ребенка не следует наказывать?

  • Ребенка не следует наказывать из-за болезни или усталости.
  • Не наказывается ребенок, если его темперамент не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это - то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий.
  • Сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность
  • Нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость, как не наказывают горластого за громкий голос, и вообще детей за шум.
  • Не наказывают ребенка и во время еды. Наказание, выговор за столом могут быть восприняты как попрек куском хлеба.
  • - Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки.
  • Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу

Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера.

За что же следует поощрять детей?

Какие слова вы бы использовали в качестве поощрения и поддержки своего ребенка? (Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это красиво).

Если ребенок  добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты, но и затраченные им усилия, усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении, одобрением.

Скромного или потерявшего веру в себя и свои силы полезно подбодрить, самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. Одни старательно учат уроки, потому что трудолюбивы и любознательны, другие - потому что тщеславны и самолюбивы, третьи - из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует! По своему действию похвала похожа на наркотик, а поэтому привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Похвала - профилактика против проступков. Передозировка похвалы вредна.

Другая рука

Воспитатель даёт на собрании родителям задание. Написать левой (если человек правша) или правой рукой (если он левша) предложение: «Я люблю свою (своего) дочь (сына)».

В ходе анализа ситуации нужно понять, насколько трудно выполнить это упражнение и провести аналоги. Между игрой и тем, как ребёнку трудно научиться чему-то новому, хорошему, когда у него ещё не сформировано это умение.

(10 слайд) Ограничители похвалы:

- не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

- не хвалить больше двух раз за одно и то же;

- без особого к тому повода

- не хвалить из жалости;

- не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Если ребенок получает поощрение не заслуженно, оно теряет воспитательную ценность и приносит серьёзный вред.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание. Существует словесная или духовная и материальная формы поощрений.

Словесное поощрение выражается в виде одобрения словами: "хорошо", "правильно", "молодец и т. п.: Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребенка, погладьте по голове - и он почувствует вашу признательность. Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд.

Если ваш ребенок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите: - Молодец! Умница!

Скажите: "Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, может быть пойти зоопарк)".

Всё это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.

Главное - это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания родительского собрания по теме: «Поощрения или наказания».

Педагогам и родителям  продолжать осуществлять взаимодействие друг с другом....

Родительское собрание на тему « Нравственно – патриотического воспитания детей в семье».

Родительское собрание на тему "Нравственно - патриотическое воспитание детей в семье"....

Заседание Родительского клуба на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование различных вид...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ» Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:«ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ»Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172» Цели:  1. Обсудить с роди...

Заседание "Родительского клуба" на тему: " Поощрения и наказания детей в семье"

Повышение психологической компетентности родителей; знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний. Способствование созданию в семье благоприятной атмосферыдля развития ребенка....

Родительское собрание в средней группе "Нравственное воспитание детей в семье и детском саду."

Формировать у родителей представление о нравственной составляющейв личностном развитии ребенка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье....

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание"

Родительское собрание о методах и способах воспитания детей...