Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание"
материал

Мышковец Елена Владимировна

Родительское собрание о методах и способах воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc58.5 КБ
Office presentation icon pooshchrenie_i_nakazanie.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье».

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

        Задачи:

  1. Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
  2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
  3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
  4. Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Форма проведения: тренинг-беседа.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.        

        Здравствуйте, уважаемые родители!  

Рада приветствовать вас на тематическом родительском собрании, тема которого «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье».

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих  детей   и  желаете им добра.

Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

  И для начала обозначим цель собрания: формировать у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Обозначим задачи собрания: обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

 Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.

 Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Я посылаю по рядам 2 листа с изображением родителей. На одном листке силуэт родителей обведён синим цветом.  Нужно написать отрицательные черты характера родителей, или, другими словами, написать какие не должны быть родители. Обклейте этими стикерами лист. На другом силуэты обведены красным цветом. Написать, желательными, на ваш взгляд, качества родителей.  (После выполненной работы, зачитать записи.)     

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

Упражнение « Моё солнышко»

У каждого из вас лежит листок, нарисуйте солнышко и 5  лучиков.  На лучиках напишите, пожалуйста, качества, черты характера, какие-то особенности вашего ребёнка.

 Один из наиболее важных методов  воспитания – это убеждение.  Говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

 Упражнение «Ты мой цветочек»

Участники сидят в кругу. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень?  Нарисуйте этот цветок (рисуют).

 А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят  и  прикрепляют свой цветок)

 Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть  и  много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые  и  разные. Но есть  и  общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев.  И  всем без исключения цветам нужно солнце  и  внимание. А так как мы рисовали своих  детей  в образе цветов, так же как  и  цветам,  детям  нужна наша забота, опека, внимание  и  любовь.

Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них поощрение и наказание.

 Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

 Поощрение ребенка, за что-то хорошее, за примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д.

  Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

 Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

 Индивидуальная работа родителей « Поощрение   и   наказание  в семье»

 Так, как же быть с  наказанием и поощрением?  Как это происходит в вашей семье?

  Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, написать в одной из них как вы поощряете своего  ребёнка, а в другой – как наказываете. Прошу выполнить эту работу за три минуты.

А теперь я попрошу зачитать. На столе стоят весы на одной чаше написано  поощрение, а на другой –  наказание. Я буду класть по монете за каждое  поощрение, которое вы написали  и  за каждое  наказание.

 Теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает.  Поощрения  должны в 2-3 раза превышать  наказания.

 Когда мы говорим о наказании ребёнка, нельзя не сказать о телесных наказаниях.

 Телесные  наказания  и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим.

 Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному  наказанию  из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое  наказание  - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал.

 Наказание  будет эффективным тогда, когда есть  поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего  ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает  ребенка  не столько отрицательное

 (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление.

 Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

 Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

  Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.

 Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинированности. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

3 правила:

1.Хвалите только за те поступки, что действительно достойны похвалы.

2.Хвалите, не сравнивая.

3.Соблюдайте меру, не захваливайте малыша также, как не закармливаете вы его конфетами.

Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.

 

В конце собрания родителям раздаются памятки:

Памятки родителям

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

 Спасибо за то, что пришли на родительское собрание! Любите своих детей! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка в семье. Родительское собрание

Слайд 2

Нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка? Основные вопросы

Слайд 3

Формировать у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания. Цель собрания:

Слайд 4

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Задачи собрания:

Слайд 5

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д. Нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность!

Слайд 6

Один из наиболее важных методов воспитания – это убеждение. Говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его.

Слайд 7

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Телесные наказания

Слайд 8

Ласковым взглядом ; Поощрительным, легким кивком головы ; Одобряющим жестом ; Добрым словом ; Похвалой ; Подарком. Как поощрять ребенка?

Слайд 9

3 правила: Как правильно хвалить ребенка? 1.Хвалите только за те поступки, что действительно достойны похвалы. 2.Хвалите, не сравнивая. 3.Соблюдайте меру, не захваливайте малыша также, как не закармливаете вы его конфетами.

Слайд 10

“ Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать” Роберт Мак

Слайд 11

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благородным. Если ребёнок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Памятка родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Конспект родительского собрания "Поощрение и наказание"

Конспект родительского собрания «Поощрения и наказания»Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений, переосм...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Родительское собрание "Допустимы ли наказания?"

На родительском собрании обсуждается  важная  проблема - проблема наказания и права ребенка в семье....

Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание"

Аннотация к презентации.Тема  презентации: Родительское собрание «Поощрение и наказание»Адресат  разработки: Старший воспитатель Г.А.Валько МКОУ Зубковская ООШЖанр  разработки:  Пр...

Родительское собрание - воспитание без наказания

Родительское собраниеТема – «Воспитание без наказания» Подготовка к родительскому собранию1. Оформить родительский уголок на тему: «Поощрения и наказания».2. Выучить стихи с детьми, которые прозв...