Главные вкладки

    Родительское собрание "Поощрение или наказание? "
    презентация по теме

     

     

    Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.  Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь. 

    Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon roditelskoe_sobranie_pooshchreniya_i_nakazaniya_.ppt1.14 МБ
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Родительское собрание «ПООЩРЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?» Методист, педагог-психолог ГОУ РА «Центр психолого-медико- социального сопровождения» О.М. Медведева

    Слайд 2

    Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

    Слайд 3

    Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

    Слайд 4

    Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

    Слайд 5

    Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений , таких как: одобрение, похвала, поощрение… но и отрицательных: порицание, запрет, наказание. Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

    Слайд 6

    Разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей: Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять; Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка; Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем; А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

    Слайд 7

    Поощрение - всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника . К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.

    Слайд 8

    Наказание имеет тройное значение : оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

    Слайд 9

    «Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству». К. Д. Ушинский

    Слайд 10

    Поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

    Слайд 11

    Принципы использования наказания как коррекционного метода: Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения. Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви

    Слайд 12

    Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании: 1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас. 2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали. 3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

    Слайд 14

    А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них: Не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться.

    Слайд 15

    События, которые увеличивают вероятность повторения поведения, называются поощрениями. События, которые уменьшают вероятность повторения поведения, называются наказаниями.

    Слайд 16

    Поощрение является более правильным способом воздействия, так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является желательным, тогда как наказание лишь определяет, какое поведение является нежелательным.

    Слайд 17

    Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным. С этой целью, оно должно: Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения. Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения. Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

    Слайд 18

    Как правильно хвалить ребенка? Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!

    Слайд 19

    « Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это! » Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. психиатр и психотерапевт В. Леви.

    Слайд 20

    Несколько советов о поощрениях: Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом . Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.

    Слайд 21

    Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.

    Слайд 22

    К сожалению, бывает так: Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

    Слайд 23

    А теперь о том, как хвалить НЕ следует: 1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.

    Слайд 24

    А теперь о том, как хвалить НЕ следует: 2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу.

    Слайд 25

    А теперь о том, как хвалить НЕ следует: 3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

    Слайд 26

    А теперь о том, как хвалить НЕ следует: 4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

    Слайд 27

    Правила наказания детей . При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказание должно быть соразмерно проступку. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

    Слайд 28

    У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «Если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье я куплю тебе новый диск с мультфильмами» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя. Лучше завести специальный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо. В конце недели ребенок сам увидит, какой была его неделя.

    Слайд 29

    Наказание... часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения. При полной неэффективности других испробованных альтернатив, наказание... может оказаться лучшим решением. Отказ от наказаний... снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.

    Слайд 30

    Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель – благо ребенка . И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.

    Слайд 31

    Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку, желание исправить её. Не наказания должен бояться ребенок, не гнева, а Вашего огорчения.

    Слайд 32

    Родители, помните! Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно . Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. Важно подчеркнуть, что наказывается поступок , а не личность . После наказания проступок должен быть «предан забвению». Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно. 5 .

    Слайд 33

    СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ У Вас дома пропали деньги. Ребенок говорит, что он их не брал. А через пару дней Вы находите спрятанные у ребенка деньги. Ребёнок вас обманул. Как поступить и такой ситуации?

    Слайд 34

    Физическое наказание детей. Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость.

    Слайд 35

    ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ ) : Физическое наказание детей следует применять в исключительных случаях, только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или для жизни и здоровья окружающих (Например: младшего брата или сестры). Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).

    Слайд 36

    Доктор Хаим Гинотт пишет: "Наказание не устраняет недопустимое поведение, просто ребенок становится более осторожным в своем "преступлении". Он лучше заметает следы, его становится труднее застигнуть на месте. Когда ребенка наказывают, он решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным".

    Слайд 37

    Доктор Ирвин А. Хайман пишет: "Телесные наказания учат детей тому, что проблемы можно решить с помощью насилия. Исследования показывают, что те, кто причиняет боль, учат этому тех, кому боль причиняют, и тех, кто становится свидетелями этого процесса. Телесные наказания не учат детей внутреннему контролю, который является неотъемлемым элементом демократии".

    Слайд 38

    Доктор Рудольф Драйкурс пишет: "Сегодня родители и учителя больше не могут заставить детей слушаться. Реальность требует, чтобы мы применяли новые методы влияния и мотивации детей к взаимодействию. Наказания — порка, шлепки, унижение, лишение чего-либо — это устаревший и неэффективный способ закрепления дисциплины".

    Слайд 39

    Доктор Альберт Бандура пишет: "Наказание может устранить недопустимое поведение, но оно не является стимулом к поведению желательному и не устраняет у ребенка желания вести себя неправильно".

    Слайд 40

    Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста» Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее! Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути! Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав! Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

    Слайд 41

    Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста» Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его). Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку). Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

    Слайд 42

    Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.

    Слайд 43

    Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними , воспитывать с минимальными психологическими травмами.

    Слайд 44

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Поощрение или наказание?»

    1 ноября 2010г.

    Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.  Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

    Как много сердечного тепла было загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить.  Любить тоже надо уметь и это умение не дается матерью-природой.

    Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки.  Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

    Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых.  Возникла проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические воздействия.

    Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими  целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

    Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений.  Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам.  Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

    С помощью родителей у детей должно закладываться  представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.  

    Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

    Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

    Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

    А для начала, я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за 3 минуты.

    Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

     (ВАРИАНТЫ ответов, кто хочет зачитать?)

    В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но  одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

    Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в  обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».

    В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

    В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.

    Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

    К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и вос питания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными».  

    Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, – писал он, – ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершен ству».

    Но единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

    Классификация видов и форм поощрения и наказания

    Говоря в целом, поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составля ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

    Поощрение и наказание как средство педагогической         коррекции

    Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ребенка из общей массы.

    Ситуация наказания – это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.

    Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблю дение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воз действиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.

    Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

    Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают  следующие принципы его использования:

    1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
    2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
    3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
    4.  Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
    5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
    6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
    7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

    Таким образом, наказание  должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.

    Мы часто, наказывая ребёнка, даже не задумываемся о том, к каким последствиям это может привести.

    Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

    1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

    2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

    3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

    4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

    Ролик – о детях и родителях!!!!!

    Также Фромм   предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

    Не следует хвалить  за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания  понравиться.

    События, которые увеличивают вероятность повторения поведения, называются поощрениями. События, которые уменьшают вероятность повторения поведения, называются наказаниями.

    Поощрение является более правильным способом воздействия, так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является желательным, тогда как наказание лишь определяет, какое поведение является нежелательным. Поэтому, чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным. С этой целью, оно должно:

    1. Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
    2. Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
    3. Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

    Л.Рыбина

    Обнять, прижать, потормошить…

    Разговорилась однажды с одним немолодым уже человеком.  Он вспоминал своё детство. Оттуда, из детства, в котором было немало лишений, шел тем не менее ясный, согревающий свет.  Он озарял лицо моего собеседника, рассказывающего вроде о вещах, далеко не радостных.

    -Довоенные годы были тяжелыми для семьи.  Отец был в заключении, работал где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала.  Пятеро сыновей остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать продавцом.

    Младшему в семье, моему рассказчику было 3 года.  Босоногие, голодные мальчишки были предоставлены сами себе.

    Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской.  В словах этого мужчины была не только грусть по ушедшему и невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шёл  свет.

    Приходила мама усталая, но такая нежная, мягкая, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизбежным постоянством, зарываясь в наши вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком».

    Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят и преданно любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты воспитания. Но и это одно уже не мелочь.

    У психологов есть понятие тактильного голода.  Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают.  Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах.  Некому их обнять, поцеловать, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно) или потрясти тяжёлой отцовской рукой за холку.  Это не запишешь ни в какие должностные инструкции.  На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь и они не в силах сдержать свой порыв.  Но в наш  стремительный век мы становимся всё закаленнее и выдержаннее.  Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке.  Говорю это не голословно. Знаю многие и многие семьи, где боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

    Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь.

    Вопросы к тексту:

    1.      Нужно ли ребенка ласкать?

    2.      Не будет ли это баловать?

    Как правильно хвалить ребенка.

    Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! 

    Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.

    Однако каждый воспитатель должен ежедневно и ежечасно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком (рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка.

    "Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" - резонно советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.

    Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

    Поощрение может принимать форму одобрения, поддержания ребенка, показа его правильных действий. Это может быть кивок головы, улыбка, добрые слова по поводу сделанного. Для ребенка очень важно знать, что его действия воспринимаются взрослыми положительно, что он на верном пути.

    Поощрение поможет расширению прав ребенка, изменению его обязанностей, использованию различных моральных санкций. Все это, если применять разумно, помогает становлению личности.

    Поощрение может выступать в форме похвалы. Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе.

    По уровню своей культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку – особенно.

    Кому не нравится, если его хвалят? Похвала поощряет старания ребенка, облегчает работу, она становится средством, стимулирующим самосознание. Чем меньше ребенок, тем он непосредственнее радуется похвале.

    Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя ждать, как по расписанию.

    Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.

    Подарки детям - одно из важных средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стремятся доставить радость. Для детей начальной школы подарки лучше выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: разобрать, собрать. Продумайте процедуру дарения, чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков - подарки, сделанные своими руками.

    Следует заметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу, овладение каким-либо умением. Вся деятельность ребенка в этом случае направлена на то, чтобы получить награду, неважно каким способом это будет сделано.

    Поощрять за успешную деятельность - значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут вознаграждаться извне.

    Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностями приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

    Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье малыша постоянно хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентричная личность. Нельзя, чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

    Похвала приводит к зазнайству, к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

    Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.

    Похвала дурно сделанного становится оскорблением и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает.

    Очень занятые и обеспеченные родители часто дают детям деньги просто так. Они понимают, что слишком мало уделяют внимания детям, и компенсируют это денежной щедростью. Дав детям деньги, они полагают, что выполнили родительский долг. "Легкие" деньги очень вредны, они развращают детей. Так же вредно и много подарков. Это развивает неуважительное отношение не только к подаренным вещам, но и к тем, кто такие подарки дарит. Дорогие подарки детям очень быстро надоедают.

    Избалованный дорогими подарками ребенок начинает требовать новых и новых доказательств любви родителей. И если они не делают таких подарков, то возникают конфликты.

    Отсутствие похвалы или подарков, к которым привыкли дети, очень часто приводит их к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.

    Подумайте, все ли вы делаете для того, чтобы не создавать такие ситуации?

    А теперь о том, как хвалить НЕ следует:

    1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.

    Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".

    2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу.

    А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

    3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

    4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

    Вообще, чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе.

    Принимая на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, - необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданны.

    Основные формы воздействия на детей.

    Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

    Под словом "ругать" обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.

    Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

    Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.

    Шлепнуть ребенка можно быстро, не затрачивая время и усилия на объяснения. Что это дает? Любой человек инстинктивно боится физического наказания (попросту говоря, удара), а кроме того, ребенок еще и слабее взрослого. В ребенка вселяется страх. Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей. Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.

    Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

    Агрессивный ребенок — это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью.

    При этом у взрослого возникает чувство вины. Взрослые должны четко осознавать, что вероятность несправедливости при спонтанном наказании чрезмерно велика. Наказывая, подумай зачем! Каков будет результат наказания?

    Надо помнить, что основная цель наказания — научить ребенка правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.

    Изоляция — часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место — другая комната, "виноватый" стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

    У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.

    Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

    Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, "зону радости". Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

    Лишение приятного — наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое.

    Как наказывать ребенка, не унижая его? Что нужно помнить педагогу, который хочет наказать ребенка.

    После того как мы проанализировали все возможные наказания, нужно остановиться на очень важном моменте, ответить на главный вопрос. Итак, как наказывать ребенка, не унижая его? Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

    1. всегда соблюдайте четкую позицию: "Я взрослый";
    2. учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;
    3. общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;
    4. в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

    Наказание лучше действует, когда:

    1. оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
    2. после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
    3. наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
    4. у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание. Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить?"

    Наказание... часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения.

    При полной неэффективности других испробованных альтернатив, наказание... может оказаться лучшим решением.

    Отказ от наказаний... снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.

    Доктор Хаим Гинотт пишет:

    "Наказание не устраняет недопустимое поведение, просто ребенок становится более осторожным в своем "преступлении". Он лучше заметает следы, его становится труднее застигнуть на месте. Когда ребенка наказывают, он решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным".

    Доктор Ирвин А. Хайман пишет:        

    "Телесные наказания учат детей тому, что проблемы можно решить с помощью насилия. Исследования показывают, что те, кто причиняет боль, учат этому тех, кому боль причиняют, и тех, кто становится свидетелями этого процесса. Телесные наказания не учат детей внутреннему контролю, который является неотъемлемым элементом демократии".

    Доктор Рудольф Драйкурс пишет:

    "Сегодня родители и учителя больше не могут заставить детей слушаться. Реальность требует, чтобы мы применяли новые методы влияния и мотивации детей к взаимодействию. Наказания — порка, шлепки, унижение, лишение чего-либо — это устаревший и неэффективный способ закрепления дисциплины".

    Доктор Альберт Бандура пишет:

    "Наказание может устранить недопустимое поведение, но оно не является стимулом к поведению желательному и не устраняет у ребенка желания вести себя неправильно".

    Анкета для родителей на тему:

    «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»

    1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

    2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

    3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

    4. Как вы поощряете своего ребёнка?
    Радуетесь вместе с ним его успехам
    Стараетесь совместно организовывать досуг
    Просто хвалите
    Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

    5. Как вы наказываете своего ребёнка?
    Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
    Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
    Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
    Наказываете трудом
    Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
    Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

    Памятка

    для родителей и педагогов

    «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»

    1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
    2. Замечательно! Превосходно! Чудно!
    3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
    4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
    5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
    6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
    7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
    8. Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

    Памятка

    для родителей и педагогов

    «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

    1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
    2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
    3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
    4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
    5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
    6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
    7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

    Памятка

    для родителей и педагогов

    «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»

    1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
    2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
    3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
    4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
    5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

    Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

    Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

    Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

    "Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

    Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

    Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

    Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...