Буклет для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"
методическая разработка на тему

Повернова Наталья Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rech.docx817.16 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

 1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

 2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

 4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.

5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

 5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

 6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

 В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.

     Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне. Активное сотрудничество родителей и логопеда  -  это самый верный способ подготовки ребёнка к школе.  Родители являются главными воспитателями дошкольника,  а  детский сад  является помощником семье в обеспечении стартовых возможностей при поступлении  ребенка в школу.

     Предлагаем  речевые игры, которые вы можете проиграть вместе с детьми во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.

1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].

 2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.

 3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].

 4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

 5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

 6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

 6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….

 7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Литература:

 1. Логопедия: Учеб. для  дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. И доп. -.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

 2. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В СЕМЬЕ

рекомендации для родителей

подготовил  учитель – логопед:

Повернова Н.Н.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - волевая подготовка детей к школе в семье"

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять ег...

"Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье" - родительское собрание

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому очень важно помочь ему в этом....

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье

О подготовке ребенка к школе в условиях семьи...

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье Рекомендации для родителей Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен ...

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье.

Рекомендации родителям будущих первоклассников....