Памятки для родителей
консультация на тему

Константинова Ольга Вячеславовна

Нормы речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rech.razvitiya.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Характеристика речи детей первой младшей группы.

 За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.

Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.

Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.

Грамматический строй: На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки: -в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел? -числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.

Звукопроизношение: Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ), губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ), переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ). Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц),шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет : С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ. Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.

Характеристика речи детей

второй младшей группы.


Словарь: активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Грамматический строй: Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола.

 Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок» и тд.

Звукопроизношение: Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие и шипящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок), сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака.

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Характеристика речи детей средней группы.

Словарь: К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2500 слов.. Ребенок точнее излагает свои мысли, свободно общается как со взрослыми, так и с детьми. Если ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремится найти подходящее слово, создает свои слова. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).  

Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

 Звукопроизношение: У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах.

Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно.

Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке».

Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, не все дети умеют произносить звуки Л и Р.

На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Характеристика речи детей старшей группы.

Словарь: К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор)

Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение: На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры.

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков , например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше».

Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка. Этот период считается самым своевременным для начала занятий с логопедом.

Связная речь; Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Формирование навыков звукового анализа: в этом возрасте ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Характеристика речи детей подготовительной группы.

Словарь: К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй: К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков»

Звукопроизношение: В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.

Связная речь: На вопросы ребенок отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Фонематический слух: Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Формирование навыков звукового анализа: Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.

Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие речевые заключения: ФФН, ФНР,ОНР.

Что такое ФФНР? Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка-«сяпка»).Он не имеет четких представление о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно.

Что такое ФНР? При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается или пропускается «…ыба» - рыба.

      Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы), дефекты произношения и фонематические нарушения. 

Что может затруднять развитие речи?

Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи:

I.  Органические нарушения речи связаны с центральным (кора больших полушарий) или периферическим (органы, необходимые для воспроизведения речи) отделами речевого анализатора.

Причины таких нарушений могут быть следующие:

1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, угрозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.

  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
  • Резус-конфликт матери и ребенка.
  • Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
  • Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
  • Употребление алкоголя и наркотических веществ.
  • Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
  • Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
  • Стресс.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).

3. Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком быстрые роды).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).

II. Неблагоприятные социально-бытовые условия:

1. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).

2. Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).

3. Двуязычие в семье.

4. Стресс или сильный испуг.

5. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.

Когда идти на консультацию к логопеду?

  • Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
  • Речевые нарушения носят устойчивый характер.
  • Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
  • Заикание.
  • Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны вовремя обратить внимание на то, как говорит их ребенок. Отклонения в речи препятствуют правильному развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, затрудняют общение с окружающими. Оценивать состояние речи ребенка только по правильному произношению звуков нельзя. Показателем становления речи является словарный запас и способность ребенка пользоваться главными грамматическими формами родного языка. 
    Если вашему малышу 2,5-3 года, и он общается только с помощью лепетных слов, звукоподражаний, обрывков лепетных предложений, то необходимо ему оказать специализированную помощь. Проконсультировать у логопеда, невролога, проверить физиологический слух у лор-врача, организовать коррекционные занятия, чтобы не упустить самый благоприятный и интенсивный период в его речевом развитии. 
    В возрасте 3-5 лет происходит активное становление фонетической стороны речи, т.е. ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка в словах различной слоговой структуры. Допускается возникновение ошибок только при произнесении трудных, малоупотребляемых или незнакомых слов. При этом, достаточно дать ребенку образец ответа, немного «поучить» его правильно говорить это слово, и он начинает верно употреблять его в самостоятельной речи.
  • В 4-5 лет формируется языковое чутье, развивается навык слухового восприятия, помогающий не только замечать ошибки в речи окружающих, но и контролировать собственное произношение. Происходит качественный скачок в расширении словарного запаса. Дети начинают активно пользоваться всеми частями речи, совершенствуются навыки словоизменения и словообразования. Высказывания становятся достаточно пространными, логичными, последовательными.
    Таким образом, к 5-6 годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, правильно оформленной фонетически, лексически, грамматически.
    Если же в этом возрасте наблюдаются сокращения, вставки, замены, пропуски, перестановки звуков, слогов, то это свидетельствует о выраженном стойком недоразвитии всех сторон языка. Данные нарушения устраняются только на систематических коррекционно-развивающих занятиях с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....