Научите меня добру.
статья

Зиновьева Светлана Александровна

Статья о воспитании у ребёнка положительных качеств личности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый взрослый человек мечтает видеть своего ребёнка талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в  их душах радость, нужна помощь взрослых. Все упущения в духовной жизни ребёнка невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте.

«Каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он вырастет?» «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек».

Быть добрым – это не только  сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких. Но от желаемого до исполнения порой бывает целая пропасть. Известно, что легче чему – то научить дошкольника, чем что – либо положительное в нём воспитать. Очень трудно выработать у него привычку не под «нажимом» взрослого, а по собственному желанию поступать правильно.

Правильное отношение к поступкам окружающих и своим появляется тогда, когда детям ясен смысл этих поступков, когда они видят определённое отношение к ним взрослых.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причём сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. Сочувствовать, сопереживать значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он.

У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам.

Чувства и эмоциональность ребёнка зависит от условий, в которых он живёт -  положение  его в семье, детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует.

Каждый день ваш ребёнок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении. Это может быть:
- взаимопомощь друг другу;
- доброе, заботливое отношение к пожилым и престарелым людям: родственникам и просто соседским старикам и старушкам;
- исключение нежелательных, недобрых разговоров о людях, животных в присутствии детей. Детское ухо слышит и впитывает буквально всё!

Первые представления о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Взаимоотношения детей – это подражание окружающим людям. Ребёнок не имеет прочно закреплённых представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова и наглядного примера взрослых. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов.

Только доброе и справедливое отношение взрослых к детям поможет посеять в  ребёнке зёрна добра. Взрослые завоёвывают любовь детей и своим отношением к труду. Их поведение служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Но конечно, нежное и доброе отношение к ребёнку совсем не означает отсутствие  требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности даёт желанные результаты: у детей возрастает желание вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с  взрослыми своими радостями и огорчениями.

Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, приходится проявлять много терпения и выдержки. Не стоит упрекать или наказывать ребёнка за то, что у него что-то  получается не так, как хотелось бы вам.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребёнка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь.  Важно искренне разделять радость малыша при удачном завершении трудного для него дела. Поощряйте, хвалите робкого ребёнка, который боится неудач.

Детей, которые легкомысленно за всё берутся, хвастаются, что всё умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, научите добросовестно относится к любому делу, доводить начатое до конца.

Порицайте дерзкие поступки, грубый тон, чтобы они не становились дурным примером для других детей.

Укрепляйте  в детях веру в торжество добра и справедливости. Поддерживайте в детях уверенность в полной защищённости их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего наказания за совершённый поступок.

Иногда вина ребёнка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьёзны, что малыш перестаёт ориентироваться в своих поступках, неправильно их оценивает, что хорошо, а что плохо.

Дети часто смеются без всякого повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь: дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками. В состоянии радости ребёнку кажется, что ему всё доступно, он охотно берётся за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится активным участником жизни, с готовностью выполняет любое поручение, помогая взрослым.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от отношений в семье,  свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребёнку радость, но главное – это общение с взрослыми: совместные прогулки с родителями, походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбалку, совместная деятельность.

Огромную радость доставляют детям прогулки в природу. С природой, прежде всего, связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев черёмухи, вишни, яблонь. Но, оставаясь равнодушным, никогда вы  не сможете привлечь внимание детей к красоте окружающего мира. Только взрослый помогает ребёнку многое заметить, услышать. Дети приучаются  испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину.

К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых, тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе.

Главная причина огорчений – неблагополучие в семье. Детей огорчают ссоры с ребятами, обижает и несправедливость взрослых, их недоверие. «Я правду сказал, а мне не поверили, и мама меня ругала».

Из чувств, которые могут испытывать дети, следует особо выделить чувство страха. Психологи видят в нём пассивно – оборонительную реакцию на опасность. Угроза опасности вызывает у более сильного по характеру ребёнка активную оборонительную реакцию – гнев. У детей слабых, которым трудно преодолевать жизненные невзгоды, больше поводов для возникновения чувства страха.

Эмоциональные проявления детей показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на всё доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят и радуются.

Но чувства детей надо воспитывать, именно невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная.

Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научи меня трудиться!

В статье говорится о важности формирования трудовых навыков у детей с ранних лет....

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 1 - "Развитие речи малыша"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.консультация состояла из 4 частей....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 3 - "Малыш должен общаться"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 4 - "Начинаем произносить звуки"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Календарь добрых дел. Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим.

Календарь добрых дел.Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим....