Главные вкладки

    консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!
    методическая разработка (логопедия, младшая группа) на тему

    консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация - практикум для родителей младшей группы:

    (Создание  условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

                                                                                               Учитель-логопед:

                                                                                               Вшивкова О.Н.

                                                                                               МБДОУ д/с «Гнёздышко»

    Очёр, 2012г.

    Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет

                в условиях семьи.

    Задачи консультации:

    1. познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 4-го г.ж.;
    2. привлечь родителей в образовательный процесс детского сада.
    3. обучить родителей способам использования игрушек и игр для речевого развития ребёнка в семье.

    Ход консультации:

    -  Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии речи наших детей в условиях семьи.

    -  Сначала я предлагаю вам ответить на вопрос – занимаетесь ли вы дома развитием речи вашего ребёнка и как? ( ответы родителей);

    -  Наша консультация будет представлена в виде презентации, в ходе которой вы познакомитесь с возрастными особенностями развития речи детей 3-4 лет; узнаете, какие игрушки и игры способствуют развитию речи вашего ребёнка и как в них играть;  сами поиграете в некоторые из них, а также посмотрите видеоролики с участием ваших детей.

    Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет:   слайд 2.

           

              Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

    1. Понимание речи:   слайд 3.
    1. Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
    1. Слушает длинные сказки и рассказы.
    2. Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
    3. Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

       

    1. Словарный запас:   слайд 4.
    1. Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
    2. Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
    3. В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи –

                                                местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)

                                                наречия (тепло, красиво…)

                                                числительные (один, два)

                                                прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)

                                                предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

    1. Грамматический строй:   слайд 5. 
    1. Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
    2. Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
    3. Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

    1. Звукопроизношение:    слайд 6.
    1. Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
    2. Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
    3. Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
    4. Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
    5. В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

    1. Мелкая моторика:     слайд 7.
    1. Держит карандаш пальчиками
    2. Копирует формы несколькими чертами
    3. Собирает и строит постройки из кубиков
    4. Обводит по контурам
    5. Копирует крест, воспроизводит формы

             слайд 8.

    1. Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
    2. Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

    Предлагаемые далее игрушки и  игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить  слова  различной  структуры , отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

    Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

    1. Наборы игрушек (животных, птиц…)     слайд 9.

    -  для уточнения произношения в звукоподражаниях:

         Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

        («Угадай, кто кричит?»,  «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

    - для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

    1. Кубики (слайд 10) развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

    Родителям  раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

    -  К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):

    -  Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

       Что  из этого можно   приготовить?

         -   Кто это?  Какие части  тела у него есть?  Где  живёт?   Как зовут детёныша, его  

             маму и папу?    Чем питается?

    1. Пластилин и паста для лепки (слайд 11) -  развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

    -  Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики -   «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и  вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

    1. Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):  слайд 12. 

    -   развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

    -   используются для проигрывания знакомых сказок.

    1. Игрушечный телефон  (слайд 13) -      разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

    1. Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:  слайд 14.

    -  развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

         -  Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

    1. Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек -  слайд 15.

    -  Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают  усидчивость.

    1. Игрушки и предметы из различных материалов  (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)   слайд 16.

    -   Обогащают  словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

    -   Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик), «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

    1. Детское лото и другие настольно-печатные игры (слайд 17) - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

    Несколько способов использования детского лото для развития речи: логопед работает с родителями, предлагая им разные виды практических заданий:

    1. Проговаривание названий картинок четко и внятно.
    2. Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа:  был мяч – нет мяча
    3. Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти 
    4. Назовите каждое слово на картинке ласково:  мячик, белочка
    5. Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

         Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный,      

                                                                                                                                     резиновый.

    И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:   слайд 18.

    1. Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит  развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
    2. Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
    3. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
    4. Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
    5. Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
    6. Называйте  всё, что видит или делает ребёнок;
    7. -   ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. 
      -    Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. 

      По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Консультация для родителей младшей группы:

    Слайд 2

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

    Слайд 3

    Понимание речи: Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку». Слушает длинные сказки и рассказы. Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку». Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

    Слайд 4

    Словарный запас: Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?» В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи – местоимения (Я, ТЫ, МНЕ) наречия (тепло, красиво…) числительные (один, два) прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой) предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

    Слайд 5

    Грамматический строй: Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»). Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»). Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

    Слайд 6

    Звукопроизношение: Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка») Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок). Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка) Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука) В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

    Слайд 7

    Мелкая моторика: Держит карандаш пальчиками Копирует формы несколькими чертами Собирает и строит постройки из кубиков Обводит по контурам Копирует крест, воспроизводит формы

    Слайд 8

    Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка. Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей. Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры , отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

    Слайд 9

    Наборы игрушек (животных, птиц…) - для уточнения произношения в звукоподражаниях: Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д. («Угадай, кто кричит?», «Большой-маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра,например, как мяукает кошка, а как котёнок) ; - для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

    Слайд 10

    К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов: Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы? Что из этого можно приготовить? Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?

    Слайд 11

    Пластилин и паста для лепки: развивают моторику, цветовое восприятие,воображение. Учите катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики- «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

    Слайд 12

    Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки): развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки. Используются для проигрывания знакомых сказок .

    Слайд 13

    Игрушечный телефон – разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

    Слайд 14

    Звучащие игрушки- погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты – развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам. Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

    Слайд 15

    Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

    Слайд 16

    Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков. Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» (" Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко » - Зайчик), «Назови части целого»( кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

    Слайд 17

    Несколько способов использования детского лото для развития речи: Проговаривать названия картинок четко и внятно. Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа: был мяч – нет мяча Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти Назови каждое слово на твоей картинке ласково: м ячик, белочка Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый. Детское лото и другие настольно-печатные игры : Закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

    Слайд 18

    Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим, т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи; Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном; Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы; Корректно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…) Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков; Позиция родителей: «дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно», – пагубно влияет на развитие речи. Позволяйте ребенку говорить – ведь развивая речь, он развивает свое мышление.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

    Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

    Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

    Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

    Презентация " Мама, научи меня говорить!"

    Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел язы...

    Консультация - практикум для родителей младшей группы: "Мама, научи меня говорить !".

    Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет            в условиях семьи....

    Консультация-практикум для родителей младшей группы на тему «Кризис трехлетнего возраста. Рекомендации»

    В консультации-практикуме раскрываются основные симптомы кризиса 3-х летнего возраста,с родителями проводится небольшая практическая часть на "+"и "-" последствия кризиса ребенка. Также предлагаютя ко...

    Консультация для родителей младших групп "Если малыш не говорит"

    Консультация для родителей младших групп "Если малыш не говорит"...

    Мама, научи меня говорить!

    Консультация - практикум для родителей детей младшего возраста. Поможет родителям при создании условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет....